Korshunof.ru

Юридическая консультация, адвокаты
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система образования в России — общие принципы и структура

Система образования в России — общие принципы и структура

Система образования в России

К российской системе образования относятся различные программы, требования и образовательные стандарты, закреплённые на законодательном уровне. Эта структура также включает в себя органы управления (в том числе на муниципальном и федеральном уровне), организации, осуществляющие контроль обеспечения образовательной деятельности, и многочисленные учебные заведения.

Современный воспитательный и обучающий процесс подразделяется на 4 типа. В некоторых таблицах виды образования в РФ представлены тремя видами. Так или иначе, но на текущий момент существует следующая общепринятая классификация:

Общее образование

  1. Общее образование (первый уровень).
  2. Профессиональное образование (второй уровень).
  3. Дополнительное образование (без уровня).
  4. Профессиональное обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации). Иногда этот элемент образовательной программы объединяют с предыдущим.

Гражданин имеет право на обучение на протяжении всей своей жизни (так называемая система непрерывного образования). До нововведений 1996 года дошкольное образование, ныне входящее в обязательную общеобразовательную программу знаний, являлось отдельным пунктом.

Первый уровень

В России общее образование является обязательным и общедоступным уровнем, направленным на развитие и формирование личности человека, его основных навыков (в том числе социальных и коммуникативных), а также на осознание своего профессионального призвания. Первый образовательный уровень делится на свои компоненты. К ним относятся:

Дошкольное образование

Экзамен

  1. Дошкольное образование. Цель — воспитать и обучить детей возрастом от двух месяцев до семи лет, а также привить молодому поколению основы гуманизма и трудолюбия с акцентом на развитие мышления ребёнка. Может осуществляться как в специальных учреждениях (детских садах), так и родителями на дому.
  2. Начальная школа. В РФ этап длится 4 года. Ребёнок за это время знакомится с основами арифметики и математики, русского языка, литературы, внеклассного чтения, информатики, природоведения и некоторых других предметов (их количество, характер и глубина изучения зависят от учебного заведения).
  3. Общеобразовательная школа (с 5 по 9 класс). Этот период является одним из важнейших в жизни школьника, он определяет его интересы в жизни. В современной России по окончании девятого класса устраивается итоговый экзамен (ОГЭ), необходимый для контроля полученных навыков и знаний, а также для поступления в учебные заведения среднего профессионального образования (техникумы и колледжи).
  4. Старшие классы школы (с 10 по 11). Цель — подготовить ученика к поступлению в вуз. Учебный курс включает в себя углублённое изучение приоритетных предметов, а также некоторые новые дисциплины. По завершении проводится Единый государственный экзамен. В 2019 году русский язык и математика — обязательные предметы, а третью дисциплину выбирает выпускник.

Учитывая тот факт, что каждый год происходят какие-нибудь изменения в процедуре проведения экзамена либо в особенностях сдачи предметов, родителям крайне важно отслеживать все эти новшества. К примеру, с 2019 года вводится новое задание по русскому языку (№ 21, на знание пунктуации), а по истории теперь нужно очень осторожно цитировать источники во избежание снижения оценки.

Высшие учебные заведения

Важным уровнем образования в РФ является обучение в высших учебных заведениях. Подготовка кадров также делится на 4 пункта, два из которых могут проводиться на бесплатной (бюджетной) основе. Подобная структура выглядит следующим образом:

Бакалавриат

Магистратура

  1. Бакалавриат. Диплом представляет собой документ, присваивающий квалификацию бакалавра (после сдачи выпускной работы) и подтверждающий завершение высшего образования. Также он даёт право продолжить учёбу в магистратуре. Срок обучения — 4 года.
  2. Специалитет. Хоть европейское сообщество планирует отказываться от использования этой квалификационной степени, в России она является более чем востребованной. Подразумевается, что специалитет даёт студенту узкую специализацию, а значит, он является более профессиональным работником в своей сфере. Срок обучения — 5 лет.
  3. Магистратура. Получение академической степени магистра подготавливает студентов для управленческой или научной деятельности. Срок обучения на базе бакалавриата — 2 года.
  4. Кадры высшей квалификации. Сюда входят программы аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки. Получение квалификации высшей степени напрямую влияет на должности, которые будет занимать человек по окончании обучения.
Читайте так же:
Трудовое законодательство практика студент

К принципам образования в РФ относятся разные формы обучения. Среди основных — очная или дневная, заочная (сочетающая в себе черты самообучения), а также очно-заочная, называемая иногда вечерней. Помимо этого, существуют и некоторые другие формы аттестации, к примеру, экстернат, семейное образование, сетевое и дистанционное обучение при помощи интернета.

Дополнительное обучение

Для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей в развитии интеллектуальных, физических, творческих, духовно-нравственных и иных человеческих ресурсов существует услуга дополнительного образования. Как правило, программа обучения в таких заведениях может быть похожа на обычную школу — имеются классы, по завершении которых ученик сдаёт контрольный экзамен с целью проверки полученных знаний и получения допуска на следующий уровень. Основные направления бывают следующих видов:

Художественные науки

Туристические и краеведческие кружки

  1. Художественные науки — музыкальные, художественные, хореографические и литературные кружки, а также специализированные школы. При наличии желания и навыков ученик имеет возможность продолжить обучение в колледжах и техникумах, а в дальнейшем реализоваться как творческий человек с высшим образованием, закончив академию искусств, консерваторию и пр.
  2. Физкультурно-спортивные кружки и секции. В зависимости от показанных результатов школьник может участвовать в общероссийских либо международных соревнованиях в составе команды или в одиночку. Существуют специальные физкультурные вузы (один из примеров — НГУ физической культуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта), позволяющие получить спортсменам высшее образование.
  3. Туристические и краеведческие кружки. Основная цель — возбуждение интереса к истории своего города, края, республики, а также развитие географических познаний.
  4. Технические молодёжные секции. Пользовались большой популярностью в СССР. Среди современных направлений особо популярны инженерно-космические достижения, робототехника, а также отдельные виды цифрового дизайна и программирования.
  5. Социальные группы помощи населению. Сюда следует включить волонтёров, защитников животных, устроителей мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни и пр.

В большинстве случаев по окончании дополнительного обучения ученик получает сертифицированный диплом, который иногда может стать плюсом для абитуриента (к примеру, участие в кружке программистов для тех, кто выбрал направление по информатике).

Любопытно, что во многих странах мира такой опыт внешкольного образования является по большей части уникальным. Некоторые государства (Израиль, Япония) позаимствовали систему кружков, которая предоставляет школьнику на выбор спортивную, художественную или национально-историческую секцию.

Переподготовка и повышение квалификации

Если человек не имеет нужного образования либо захочет в короткий срок обучиться новой специальности, существует возможность переподготовки или профессионального обучения. Отдельные фирмы, организации и предприятия организовывают обучающий процесс за свой счёт. Однако нужно заметить, что в большинстве случаев он является сугубо прикладным и не может сравниться по своей эффективности с получением полноценного образования в вузе. Типичный набор специальностей таков:

Парикмахер

  • парикмахер;
  • кассир;
  • слесарь-электромонтажник, монтёр;
  • охранник (4—6 разряд);
  • радиомеханик;
  • маляр;
  • продавец.

Средний срок обучения составляет от 2,5 до 6 месяцев. Стоимость варьируется от 8 до 30 тысяч рублей за курс. Многие такие профессии имеют не самую лучшую характеристику, но у любого работника помимо повышения своей квалификации есть возможность устроиться на заочную либо дистанционную форму обучения.

Образование — что это

Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.

Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.

Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.

В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».

Образование это..

В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.

Читайте так же:
Освобождение от госпошлины 2 группа инвалидности закон

Условно образование можно разделить на уровни:

Общее образование

    Общее – это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают такие предметы, как родной язык и литературу, биологию, физику и другие, составляющие основу мировоззрения (что это?) любого человека. С их помощью ребенок развивает свои способности, определяются его умственные возможности и профессиональные наклонности;

Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.

Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.

Пометки маркерами

Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.

Парни на практике в колледже

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Получение образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования возможно для дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Среднее общее образование может быть получено также в форме самообразования (ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ; п. 4 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; п. 2 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; п. 2 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

При обучении в форме семейного образования и самообразования обучающийся имеет право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Получение дошкольного образования в семейной форме может быть организовано путем создания в образовательной организации семейных дошкольных групп. При этом родители могут использовать положения ФГОС дошкольного образования (п. 13 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014; п. 1.1 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).

Как учатся современные дети в России и что происходит с отечественной системой образования? Заменит ли дистанционное обучение офлайн? Отвечают учителя

Как учатся современные дети в России и что происходит с отечественной системой образования? Заменит ли дистанционное обучение офлайн? Отвечают учителя

За годы преподавания поняла, что детей больше привлекает практика. Поэтому стараюсь заинтересовать учеников, сделать так, чтобы появилась мотивация к дальнейшему обучению, ведь сейчас так много возможностей для развития. Это и образовательная среда в целом, и дополнительное образование. Важно с помощью интерактивных методов создать условия для познавательной активности. Если ученики не только осваивают материал урока, но и общаются и между собой, и с преподавателями, то впоследствии становятся деятельными, размышляющими, не боящимися спорить и отстаивать мнение, выдвигать гипотезы, делать выводы, экспериментировать. Стараюсь сделать процесс обучения более индивидуализированным, ищу возможности для проектной деятельности, профильного обучения, чтобы школьники могли самореализовываться. Существуют различные инструменты, позволяющие учителям сделать это. Но важно, чтобы их перечень расширялся.

Изменилась ли мотивация учеников в связи со всплеском онлайн-профессий?

О том, что существует какая-то ярко выраженная тенденция и изменение мотивации, говорить я бы не стала. Но то, что благодаря этому появилось больше возможностей приобрести знания, совершенно точно. С помощью сети интернет школьники и учителя могут участвовать во всероссийских и международных конкурсах, конференциях и олимпиадах. Возьмите любой класс, и вы встретите в нем и экстравертов с интровертами, и усидчивых и неусидчивых, и тех, кому легко работать в коллективе, а кому — одному. Это нормально. У каждого свои особенности, и задача учителей — организовать грамотный учебный процесс, понятный и удобный для всех.

Читайте так же:
Освещение дворовых территорий закон

Современные дети посещают школу, поступают в университет для родителей, для корочки, престижа?

Думаю, у каждого свои причины. Учиться нужно не ради оценок и похвалы от родителей, а для приобретения навыков, чтобы сформировать картину мира, воспринимать информацию, стать востребованным специалистом, делать осознанный выбор, разбираться во взаимосвязи явлений и процессов. Я стараюсь объяснить ребенку, который говорит, что не хочет учить физику и вообще физиком становиться не планирует, что знания помогут во многих бытовых вопросах.

Может ли дистанционное образование вытеснить классическое? И имеет ли дистант ряд преимуществ перед классикой?

Не думаю. Школа всегда держалась и держится на учителе, который стоит с мелом у доски, объясняет материал, спрашивает учеников, взаимодействует с ними (а то только объясняет и спрашивает). Мы никуда не уйдем от живого общения, человек — существо социальное. Поэтому школа в ее классическом понимании не исчезнет.

Онлайн-образование отлично дополняет очное, но заменителем не станет. Есть и у детей, и у взрослых, которые тоже проходят некоторое обучение онлайн, страхи, что материал не будет усвоен или понят. Зачастую они возникают из-за проблем с самоорганизацией, неумения преодолевать трудности и работать над ошибками даже при хорошей обратной связи с преподавателем. Если ребенок без посторонней помощи не учится и противится знаниям, то такой формат, конечно, окажется для него сложным.

Меняется ли роль учителя в последнее время? Требуются дополнительные навыки в работе с детьми?

Навыки, с которыми молодые педагоги приходят в школу, всегда нуждаются в «прокачке». Например, та же цифровизация. Но и до нее учителю всегда было куда расти. Он не конкурирует с цифровой системой образования, а становится интереснее как личность. Может быть, и хорошо, что учитель из транслятора знаний превращается в живого человека. Потому что школе сейчас как никогда нужен навигатор, а не транслятор.

Lina Verovaya/Unsplash.com

Как учителя удерживают внимание учеников в эпоху быстрого потребления контента?

Используют понятные детям средства: заводят аккаунты в соцсетях, снимают ролики в TikTok, ведут каналы на платформе YouTube. Сами посудите: если учитель физкультуры запишет на видео, как правильно выполнять упражнения, и опубликует его в интернете, то меньше времени потратит на объяснение в спортзале и больше — на практические занятия. Это же замечательно!

При этом учитель должен сам постоянно развиваться. На своем опыте скажу, что важно не только подготовиться к определенному уроку, но и изучить современный аспект вопроса. Как, например, рассказывать о новейших процессорах на уроке информатики, если не следить за трендами, не смотреть обзоры, не интересоваться этой темой от и до?

Насколько живучим окажется тренд на soft skills? Можно ли приобрести гибкие навыки в школе?

Как мне кажется, это не тренд, это было всегда, просто никто не обозначал конкретным термином и не углублялся в важность составляющих. Сейчас во многих сферах решения, программные продукты, сервисы создаются командами из сотен людей. Поэтому интерес к soft skills возрос, многие стали систематизировать процессы.

Эти качества будут работать и окажутся эффективными тогда и только тогда, когда вы примените профессиональные умения. Если говорить о том, нужно ли учить этому и отдельно посвящать уроки, то не стоит. Времени на изучение образовательных программ и так не слишком много. Важно практиковать такие задания, которые смогут обучить soft skills: умению отстаивать точку зрения, критически оценивать информацию, работать в команде, строить коммуникацию и учитывать эмоциональное состояние собеседника.

Чем для вас удивительны современные школьники?

Открытостью. Часто замечаю это на уроках по вопросам информационной безопасности и цифровой грамотности, которые проводит «Лаборатория Касперского». Дети почти с рождения вращаются в соцсетях, для них нет ничего необычного в том, чтобы постоянно рассказывать что-то о себе и своих близких в интернет-пространстве. И нам важно научить ребят цифровой грамотности и сделать так, чтобы эта открытость не навредила им же самим.

Читайте так же:
Гарантийный ремонт сроки по закону

Есть ли какие-то элементы, от которых вы бы отказались, поскольку они малоприменимы к новому поколению и времени?

После дистанта особенно стала ясна важность практикоориентированного целостного образования. Например, в восьмом классе в гимназии перешли в 2020 году к изучению биологии, физики и химии в рамках междисциплинарного практикума. Один день в неделю ученики занимаются только предметами естественно-научного цикла. Их работа начинается с установочной лекции преподавателя или сотрудника одного из университетов-партнеров, далее проводится практическая работа в малых группах и защита проекта. Такой формат дает теоретические основы предмета и формирует опыт командной работы и взаимообучения.

Также заметили, что дистант провоцирует к контрольным работам. Все время хочется замерить уровень, зафиксировать продвижение. Но это опасно, это подменяет учебу вечным экзаменом. Важно дать ученикам возможность освоить материал в своем привычном темпе.

Как мода на домашнее и семейное обучение влияет на систему образования?

Важно понимать, что далеко не у всех есть возможность дать своим детям домашнее образование. Нужен высокий уровень культуры и образования у родителей, педагогические навыки, желание организовывать и контролировать весь процесс. Школа же не только решает задачу освоения определенного знания, но и социализирует ученика. Причем процессы эти трудно разделить. Порой ребенок учится в сфере сверстников эффективнее, чем в одиночку. И семейное обучение должно искать и создавать специальные форматы для социализации, которые в школе присутствуют естественным образом.

Современная школа становится интегратором успешных образовательных практик, «экспертом», который соединяет многообразие способов получения образования: в школе, музее, театре, на практике, дома. Школа должна открыться миру, только тогда она останется конкурентоспособной.

Действительно ли эти методы эффективнее обучения в классе? Как изменилась роль учителя в этой связи, требуются ли дополнительные навыки?

Эффективность форматов домашнего обучения лично для меня под вопросом. Но важно понимать, что есть категории детей, для которых именно такие формы наиболее подходящие. Традиционно это ребята, испытывающие серьезные проблемы со здоровьем. Есть дети, которым в силу психологических особенностей трудно находиться в большом коллективе. А есть, наоборот, очень способные, готовые двигаться в собственном темпе, нацеленные на результат. Например, спортсмены и музыканты.

Конечно, учитель для таких детей, да и вообще для современных школьников, — это уже в меньшей степени тот, кто открывает учебник и зачитывает вслух параграф. А в большей степени — наставник, который проектирует образовательную среду, мотивирует, готов выстраивать персонализированные образовательные маршруты для каждого.

Будет ли дистанционное обучение для школ и вузов в России с 6 декабря 2021 года

Руководитель Министерства здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко назвал такую цифру: в настоящее время в стране 60 тысяч детей болеют коронавирусом. При этом у половины из них наблюдается яркая клиника заболевания. В связи с этим многие россияне задумались, что школьников отправят на «дистант». Однако в Министерстве просвещения заявили, что никакого “дистанционного обучения” в ближайшее время для школьников не планируется.

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов уверен, что школьники не нуждаются в “дистанте”, поэтому об этом никто и не говорит, а слухи, которые появляются в Сети — это недостоверная информация, она не имеет ничего общего с реальностью, поэтому и верить им не стоит.

Будет ли дистанционное обучение для школ и вузов в России с 6 декабря 2021 года

Если со школьниками все понятно, то что со студентами? Известно, что представители УрФУ будут проводить обучение для тех групп, где больше двадцати пяти человек, в удаленном формате. Решение было принято в связи с тем, что количество заболевших гриппом и коронавирусом увеличилось.

Высшая школа экономики также вернулась к «дистанту», который продлится до 30 декабря 2021 года. Так, начиная с 8 ноября 2021 года, все занятия в университете, в том числе сессия, будут проводиться в дистанционном формате. Только для тех занятий, которые нельзя проводить в удаленном формате, студенты небольшими группами по пятнадцать человек смогут посещать вуз, придерживаясь всех санитарных норм.

Читайте так же:
Принятие закона о досрочном возврате водительских прав

Стоит напомнить, что с 8 ноября 2021 года в МГТУ введен куар-код, который нужен для того, чтобы студенты могли посещать спортивные, культурные и другие мероприятия. Студенты сами придумывают себе код. Его смогут получить лишь те, кто младше восемнадцати лет, а также студенты, которые привились одним компонентом.

Утверждена концепция развития системы образования до 2030 года

В школьном кабинете. Фото: belmir.by

В Беларуси утверждена концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. Сделано это постановлением Совмина от 30 ноября 2021 года №683. Документ опубликован сегодня на Национальном правовом портале.

Согласно постановлению, реализовываться концепция будет в два этапа по 5 лет каждый.

Дошкольное образование

Например, в 2021-2025 годах запланировано строительство не менее 90 учреждений дошкольного образования, в том числе в Минском, Дзержинском и Пуховичском районах, в Минске, Солигорске, Бресте, Барановичи, Жабинке, Орше, Речице, Шклове и других городах.

А в 2026-2030 годах – создание электронной базы данных об учреждениях дошкольного образования и системе дошкольного образования.

Общее среднее образование

Среди прочего, в 2021-2025 годах ожидается строительство не менее 50 учреждений общего и среднего образования (13 – в Минске), включая школы в Бобруйске, Столбцы, Фаниполе, Гомеле, Барановичи, школы-сады в Кобрине и Столине, детского сада – начальной школы в Молодечно.

А в 2026-2030 годах – внедрение паспортов освоенных компетенций при сохранении оценивания итоговых знаний учащихся в баллах.

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

Помимо других пунктов в перечне, в 2021-2025 годах запланирован переход к единому виду учреждения образования – колледжу, а также трансформация ресурсных центров в центры компетенций.

А в 2026-2030 годах – внедрение в образовательный процесс технологий, сочетающих освоение обучающимися образовательных программ с созданием ими объектов интеллектуальной собственности.

Высшее образование

Например, в 2021-2025 годах ожидается дальнейшее развитие модели «Университет 3.0» и внедрение элементов модели «Университет 4.0», проработка механизмов организации деятельности учреждений высшего образования в форме сетевых инновационных объединений (кластер, консорциум и другое), увеличение удельного веса специальностей с обучением на иностранных языках.

А в 2026-2030 годах – развитие модели «Университет 4.0» и внедрение элементов модели «Университет 5.0».

Финансовые вопросы

Среди прочего, в 2021-2025 годах запланировано приоритетное повышение зарплаты педагогических работников в целях обеспечения к 2025 году соотношения их зарплаты со среднереспубликанским уровнем до 100 процентов, зарплаты учителей – до 106 процентов, профессорско-преподавательского состава – до 150 процентов.

А также внедрение планирования расходов в учреждениях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, финансируемых из средств местных бюджетов, на основе использования норматива расходов на обучение и воспитание одного обучающегося.

Кадровое обеспечение

Помимо других пунктов в перечне, в 2021-2025 годах ожидается создание агентства по обеспечению качества образования.

А в 2026-2030 годах – разработка и реализация программы привлечения квалифицированных педагогических кадров в сельские регионы и регионы, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, а также внедрение механизмов независимой оценки компетенций педагогических кадров.

Цифровизация системы

Например, в 2021-2025 годах запланирована разработка единого информационно-образовательного ресурса (ЕИОР), обеспечивающего доступ к цифровому образовательному контенту для прохождения дистанционного обучения, а также разработка и ввод в эксплуатацию республиканской информационно-образовательной среды (РИОС).

А в 2026-2030 годах – внедрение персонального цифрового профиля обучающегося, а также переход к использованию электронных документов об образовании и электронных сертификатов компетенций выпускников.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector