Korshunof.ru

Юридическая консультация, адвокаты
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нюансы предоставления субсидий на улучшение жилищных условий в Санкт-Петербурге

Нюансы предоставления субсидий на улучшение жилищных условий в Санкт-Петербурге

На территории северной столицы действует несколько программ, направленных на оказание помощи для улучшения жилищных условий, среди них – субсидии на улучшение жилищных условий в Санкт-Петербурге 2019 года. Помощь выдаётся только после того, как соответствующее решение будет принято Жилищным комитетом, работающим в городе. Есть и другие особенности.

Что представляют собой субсидии на улучшение условий проживания

Жилищные субсидии — это помощь гражданам в виде денежной выплаты из средств местного либо федерального бюджета. Ее характеризуют две важные составляющие:

  • непременно целевое использование (в данном случае — приобретение жилья);
  • ограниченный срок действия.

При этом субсидия на квартиру представляет собой вариант софинансирования и носит безвозвратный (безвозмездный) характер. По сути, это сертификат или свидетельство на определенную сумму с ограниченным сроком действия, который нельзя обналичить и можно потратить только на покупку квартиры или дома, площадь которого не превышает социальных норм, либо на их строительство.

Допускается использовать сертификат в качестве первого взноса при оформлении ипотеки, для погашения ранее взятого кредита на жилье или паевых взносов при вступлении в жилищно-строительный кооператив. В отдельных случаях разрешается потратить данные средства не на покупку нового жилья, а на расширение площади имеющегося, не соответствующего действующим социальным нормам, либо ремонтно-строительные работы, направленные на улучшение имеющихся жилищных условий.

Жилищная субсидия не покрывает полной стоимости жилья при его приобретении, поэтому претендующим на нее лицам к моменту получения свидетельства (сертификата) необходимо соответствовать одному из вариантов:

  • иметь денежные средства для погашения оставшейся суммы;
  • обладать жильем в собственности, которое планируется продать к моменту заключения сделки;
  • заключить договор об ипотечном кредитовании, предполагающий выплату недостающей суммы в течение последующих нескольких лет.

Тем, кто получал ранее субсидию и использовал сертификат по назначению, повторно он не выдается.

В настоящее время на использование субсидии по назначению законодательство отводит разные сроки в зависимости от основания для получения субсидии. Это может быть 3, 6 месяцев или другой срок. Те, кто не смог по каким-то причинам использовать сертификат в течение установленного срока, могут претендовать на его повторное получение, но — в порядке общей очереди.

Важно помнить, что субсидии на улучшение жилищных условий могут быть использованы только на приобретение чистого с юридической точки зрения жилья, то есть не находящегося под арестом или залогом и не обремененного правами других лиц. При инвестировании этих средств в строительство органы местного самоуправления могут ограничить возможность использования субсидии степенью готовности объекта. Так, например, в Москве и Московской области невозможно использовать помощь государства при оплате взноса за жилье, готовое менее чем на 70%.

Примерные сроки ожидания

  • Календарный месяц (30 дней) занимает постановка на учет в качестве нуждающегося в помощи на приобретение жилья в РУЖО.
  • После приказа о выделении денежных средств по утвержденному списку военнослужащему дается 15 рабочих дней на открытия спецсчета для зачисления средств субсидии.
  • Когда счет открыт, бюджетные деньги выплачивают в течение 10 рабочих дней.

Существует «очередь» ожидания выделения бюджетных средств конкретному кандидату. Иногда приходится ждать довольно долго, так как желающих получить госпомощь много. Выделение денег военнослужащим идет по мере поступления этих целевых средств из федерального бюджета.

В полный список государственной «жилищной» соцпомощи сотрудникам российской армии, кроме субсидирования, входит обеспечение военных госжильем по договору социального найма, военная ипотека на льготных условиях. Но свыше 70% военнослужащих отдают предпочтение именно покупке или строительству своего жилья с помощью бюджетного сертификата. В ближайшие три года на эти цели запланировано выделить еще 113 миллиардов рублей бюджетных средств.

Читайте так же:
Куда нужно обращаться чтобы встать на очередь на субсидию молодой семье

Отсутствие в законе срока для обеспечения сотрудников ОВД жильем оспорят в КС

Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Дмитрий Изварин подготовил в интересах своих доверителей, бывших сотрудников МВД, жалобу в Конституционный Суд, в которой оспаривает конституционность ч. 2 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел (имеется в распоряжении «АГ»).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудникам ОВД те, кто имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет, вправе претендовать на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья в указанных в законе случаях. В соответствии с ч. 2 данной статьи выплата предоставляется в пределах бюджетных ассигнований того государственного органа, в котором проходит службу соответствующий сотрудник.

По мнению адвоката, ч. 2 ст. 4 в силу своей неопределенности из-за отсутствия законодательно закрепленного срока на предоставление единовременной социальной выплаты свидетельствует о невыполнении федеральным законодателем своей обязанности, вытекающей из ст. 7, 39, 40 45, 52, 53 и 71 Конституции, и, соответственно, нарушает конституционные права на социальное обеспечение.

МВД сообщило о нехватке средств

Доверители Дмитрия Изварина обращались в различные государственные органы, чтобы добиться предоставления им жилья. В течение 2016–2018 гг. они неоднократно направляли обращения в МВД России, писали в Администрацию Президента, Правительство РФ, Минфин, Минюст, соответствующие комитеты Совета Федерации и Госдумы, Счетную палату, а также Уполномоченному по правам человека. Большая часть обращений перенаправлялась в Министерство внутренних дел.

Позиция МВД, выраженная в его многочисленных ответах, сводилась к следующему. По словам ведомства, объем бюджетных средств для предоставления единовременной социальной выплаты составляет менее 1% от необходимой потребности. Министерство отметило, что срок ее предоставления не определен нормативными актами. «Учитывая крайне ограниченное финансирование, период ожидания данной выплаты для сотрудников составляет длительный срок», – сообщил ответственный департамент.

Министерство указало, что при формировании проекта бюджета на 2016–2019 гг. оно заявляло о необходимости предоставления дополнительных ассигнований для обеспечения сотрудников ОВД жильем, однако Минфином указанные предложения поддержаны не были. МВД сообщило заявителям, что обозначало потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях на 2017–2019 гг. в размере более 26 млрд руб. ежегодно. При этом реально в 2017–2018 гг. ведомство получало каждый год не более 2 млн руб., такая же сумма, по его словам, была предусмотрена на 2019 и 2020 гг.

В июне 2018 г. департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД в своем ответе на очередной запрос заявителей указал, что размер предусмотренных бюджетных ассигнований позволяет обеспечивать только около 0,3% сотрудников (пенсионеров) от общего количества состоящих на учете для получения единовременной выплаты.

Минфин пояснил заявителям, что предложения МВД не были поддержаны, поскольку данное ведомство самостоятельно определяет объемы средств по направлению расходов с учетом приоритетности задач в рамках его бюджета.

В сентябре 2018 г. был получен ответ Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Как указано в документе, проблема обеспечения сотрудников ОВД единовременной социальной выплатой для приобретения жилья является предметом его «постоянного пристального внимания». Комитет подчеркнул, что неоднократно запрашивал у МВД информацию по данному вопросу. По его словам, на момент формирования ответа на запрос заявителей в МВД на учете состояло более 90 тысяч семей сотрудников. Комитет сообщил, что в 2017 г. из-за нехватки средств жильем были обеспечены только 320 семей сотрудников и пенсионеров ОВД.

Доверители Дмитрия Изварина, чтобы получить полагающиеся им выплаты, обращались в суды общей юрисдикции, однако Басманный районный суд и Московский городской суд отказали в удовлетворении требований. По словам адвоката, обе инстанции исходили, в частности, из того, что срок предоставления субсидии не установлен, а порядок ее предоставления определен в действующем законодательстве.

Читайте так же:
Основания для привлечения к субсидиарной ответственности

Позиция адвоката

Дмитрий Изварин сообщил, что по состоянию на 1 июля 2019 г. получения единовременной выплаты от МВД ожидают почти 95 тыс. семей. При этом за 2012–2017 гг. субсидии получили чуть более 10,5 тыс. семей сотрудников. Адвокат полагает, что отсутствие законодательно закрепленного срока на предоставление единовременной социальной выплаты сотрудникам ОВД является грубым нарушением норм действующего законодательства.

Дмитрий Изварин отметил, что КС уже оценивал конституционность норм, касающихся различных форм обеспечения жильем лиц, проходящих военную службу, в частности в Постановлениях от 5 апреля 2007 г. № 5-П и от 15 октября 2012 г. № 21-П. По мнению адвоката, из этих актов следует, что единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемая сотрудникам ОВД, уволенным с правом на пенсию и не имеющим жилища или нуждающимся в улучшении жилищных условий, является дополнительной мерой их социальной защиты. Он подчеркнул, что при схожей правовой неопределенности при обеспечении судей жилыми помещениями в 2008 г. Конституционный Суд РФ предписал закрепить в законе критерии признания судей «нуждающимися».

Дмитрий Изварин отметил, что в своих решениях КС не раз указывал, что закрепленные в Конституции цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Об этом, по его словам, в частности, говорится в Постановлении от 16 декабря 1997 года № 20-П.

Адвокат напомнил, что, закрепляя право каждого на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция одновременно предусматривает, что указанным в законе нуждающимся гражданам жилье предоставляется бесплатно (ст. 40 Конституции). При этом, по мнению Дмитрия Изварина и его доверителей, ключевое значение для защиты права на жилище имеет наличие установленного срока для предоставления гражданам единовременной социальной выплаты.

Дополнительно адвокат сослался на доклад Председателя Конституционного Суда от 7 июня 2007 г. Валерия Зорькина. В частности, в нем было отмечено, что сущность конституционного права на социальное обеспечение проявляется в обязанности государства предоставить каждому в случаях, указанных в Конституции, такое обеспечение. При этом, как указал Валерий Зорькин, произвольные действия законодателя в области социальных прав недопустимы, поскольку это не только затрагивает признанные мировым сообществом права человека, но и прямо связано с безопасностью и политической стабильностью общества.

Эксперты подтвердили реальность проблемы

«Иллюзий относительно рассмотрения жалобы в КС не питаем», – сообщил «АГ» Дмитрий Изварин. Однако, по его словам, это единственный неиспользованный институт защиты на национальном уровне. Адвокат отметил, что практика судов общей юрисдикции по вопросу о взыскании соответствующих выплат в отрицательная. «Судьи не усматривают нарушения прав заявителей ввиду отсутствия законодательно закрепленных сроков предоставления субсидии», – поясняет адвокат.

Дмитрий Изварин сказал, что жалоба будет подана в КС сразу после того, как он получит оригиналы решений судов общей юрисдикции по делам его доверителей, подтверждающие применение оспариваемой нормы в их отношении.

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Аким Ложковой посчитал обжалование конституционности ч. 2 ст. 4 Закона о социальных гарантиях сотрудникам ОВД не вполне обоснованным. По его мнению, проблема в конечном итоге связана не с отсутствием срока для предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам ОВД. Аким Ложковой указал, что основная сложность – это необходимость увеличения бюджетных ассигнований. «Это сугубо экономический вопрос», – подчеркнул он

В то же время руководитель конституционной практики АК «Аснис и партнеры» Дмитрий Кравченко сообщил, что проблема несоответствия декларируемых обязательств государства бюджетным ассигнованиям поднимается перед Конституционным Судом не впервые. «Известны решения, когда Конституционный Суд признавал неконституционной норму, которая позволяет отказывать в реализации предусмотренным законом социальных прав на основании отсутствия соответствующего бюджетного финансирования. При этом надо отметить и сформировавшиеся позиции КС, в соответствии с которыми подзаконное регулирование и правоприменение не могут умалять самого существа права. Если фактическое состояние реализации того или иного социально значимого права таково, что реально право отсутствует, то подобная ситуация вполне может быть предметом рассмотрения КС», – пояснил эксперт.

Читайте так же:
Субсидия на оплату ЖКХ многодетной матери в кемеровской области

Основания постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» обязательными условиями принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются:

  1. Проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
  2. Имущественная обеспеченность:
    • ежемесячный доход на каждого члена семьи не должен превышать двукратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Санкт-Петербурге;
    • стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества (недвижимость, земельные участки, транспортные средства) не должна превышать 10-кратной средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге.
  3. Жилищная обеспеченность не должна превышать 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах и 15 квадратных метров общей площади для проживающих в коммунальных квартирах.

Как самому рассчитать субсидию в 2021 году

Рассчитать субсидию может каждый желающий, в 2021 году в отношении вычислений следует ориентироваться на основные нормативы и положения:

  1. Норматив жилищного обустройства для 1 жителя Санкт-Петербурга принят в следующих положениях:
  • российской семье, состоящей из 2-х и более лиц, достаточно проживать в 18 кв. м.;
  • в случае проживания 1 лица, норматив фиксируется в численности 33 кв. м.
  1. Среднерыночная оценка 1 кв. м жилой площади.

Этот показатель сверяется и устанавливается каждые 3 месяца. По состоянию на 2021 год, рыночная стоимость на 1 кв. м жилого помещения в Санкт-Петербурге варьируется в пределах 62 000 рублей.

На примере попробуем вычислить сумму предоставляемой субсидии по государственной программе, предлагающей улучшение жилищных условий:

  • при участии в системе 1 человека: 33×1×62 000×30% = 613 800 рублей;
  • при участии 2-х человек: 18×2×62000×30% = 200 880 рублей;
  • если участвует 3 человека: 18×3×62 000×30% = 1 004 400 рублей.

Теперь вы знаете, как рассчитать сумму, предоставляемую из бюджета в Санкт-Петербурге на покупку или строительство жилых помещений. Однако это не значит, что полученные деньги можно применять вне целевой направленности. Жилищный комитет весь срок действия программы наблюдает за гражданами, отслеживая правильность использования наличных.

Приложение
к Закону Санкт-Петербурга
"О целевой программе
Санкт-Петербурга "Жилье
работникам учреждений
системы образования,
здравоохранения и социального
обслуживания населения"
от 30 ноября 2005 года N 648-91
(в редакции, введенной в
действие с 26 ноября 2007 года
Законом Санкт-Петербурга
от 2 ноября 2007 года N 509-100, —
см. предыдущую редакцию)

Целевая программа Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы"*

(с изменениями на 26 ноября 2015 года)

1. Обоснование Программы

2. Программа ориентирована на работников образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и науки, физической культуры и спорта, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее — учреждения бюджетной сферы).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2011 года Законом Санкт-Петербурга от 21 октября 2011 года N 593-118; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2015 года N 721-144. — См. предыдущую редакцию)

Перечень профессий работников учреждений бюджетной сферы, которым могут быть улучшены жилищные условия в результате реализации Программы, утверждается Правительством Санкт-Петербурга.

Читайте так же:
Субсидии на оплату коммунальных услуг в Чувашии в 2022 году пенсионерам

2. Основные цели Программы

Основными целями Программы являются:

ускорение обеспечения жильем работников учреждений бюджетной сферы (далее — работники бюджетной сферы), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее — признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий);

получение эффективного инструмента закрепления квалифицированных кадров в учреждениях бюджетной сферы;

обеспечение по доступной цене жилыми помещениями работников бюджетной сферы, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

формирование и развитие рынка доступного жилья в Санкт-Петербурге;

улучшение социальной защищенности работников бюджетной сферы, повышение престижа работы в учреждениях бюджетной сферы.

3. Участники Программы

В настоящей Программе под участниками Программы понимаются граждане, являющиеся работниками бюджетной сферы не менее пяти лет, а также проживающие совместно с ними члены их семьи и граждане, проживающие совместно с ними в качестве членов их семьи, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

(Раздел в редакции, введенной в действие с 7 августа 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 373-96, — см. предыдущую редакцию)

4. Основные мероприятия Программы

Основными мероприятиями Программы являются:

1. Государственное содействие в рамках Программы, осуществляемое в период с 2006 года до 1 июля 2010 года за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и заключающееся в предоставлении участникам Программы:

возможности приобретения жилых помещений в рамках Программы по стоимости их строительства (реконструкции) или приобретения, осуществленного реализующим Программу юридическим лицом, одним из участников (учредителей) которого является Санкт-Петербург (далее — оператор Программы);

субсидии или социальной выплаты на оплату части первоначального взноса в размере до 10 процентов от стоимости жилых помещений в зависимости от стажа работы в учреждениях бюджетной сферы;

рассрочки оплаты остатка стоимости жилых помещений на срок до 10 лет либо займа на оплату остатка стоимости жилых помещений, предоставляемого оператором Программы на срок до 10 лет;

отсрочки единовременной оплаты 20 процентов от стоимости жилых помещений на последний год рассрочки оплаты остатка стоимости жилых помещений;

субсидии или социальной выплаты в последний год рассрочки на оплату остатка стоимости жилых помещений в размере 20 процентов от их стоимости.

2. Субвенции или бюджетные инвестиции в уставный капитал оператора Программы в период с 2006 года по 2009 год.

3. Государственное содействие в рамках Программы, осуществляемое в период с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и заключающееся в предоставлении участникам Программы (абзац первый в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2011 года Законом Санкт-Петербурга от 21 октября 2011 года N 593-118, — см. предыдущую редакцию):

возможности приобретения жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 5 апреля 2006 года N 169-27 "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга" и на условиях, установленных Программой, по стоимости, определяемой Правительством Санкт-Петербурга;

рассрочки оплаты остатка стоимости жилых помещений на срок до 10 лет (включительно);

отсрочки единовременной оплаты 20 процентов от стоимости жилых помещений на последний год рассрочки оплаты остатка стоимости жилых помещений;

социальной выплаты в последний год рассрочки на оплату остатка стоимости жилых помещений в размере 20 процентов от их стоимости.

4. Государственное содействие в рамках Программы, осуществляемое в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2022 года за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и заключающееся в предоставлении участникам Программы:

Читайте так же:
Субсидия на частичное погашение ипотечного кредита 2022

возможности приобретения жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 5 апреля 2006 года N 169-27 "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга" и на условиях, установленных Программой, по стоимости, определяемой Правительством Санкт-Петербурга;

рассрочки оплаты остатка стоимости жилых помещений на срок до 10 лет (включительно).

5. Порядок и условия оказания государственного содействия в рамках Программы

1. Первоочередное право на приобретение жилых помещений в рамках Программы имеют следующие участники Программы:

имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

учителя (преподаватели) государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (абзац четвертый в редакции, введенной в действие с 25 июня 2011 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июня 2011 года N 283-66, действие применяются к правоотношениям, возникшим в период с 7 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года, — см. предыдущую редакцию).

2. Участники Программы приобретают жилые помещения в рамках Программы в порядке очередности исходя из наиболее ранней даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, за исключением установленных в пункте 1 настоящего раздела случаев.

3. Право на получение государственного содействия в приобретении жилых помещений в рамках Программы может быть использовано только один раз, после чего участники Программы подлежат снятию с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо с учета нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

4. В период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2011 года участники Программы приобретают в рамках Программы жилые помещения по стоимости, определенной в пунктах 1 и 3 раздела 4 Программы, в следующих пределах (далее — норматив для оказания содействия):

18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи участника Программы, состоящей из двух и более человек, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

33 квадратных метра общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина, признанного в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Участники Программы вправе приобрести жилые помещения, общая площадь которых превышает норматив для оказания содействия, но не более чем на 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. При этом участники Программы оплачивают стоимость количества метров, превышающих норматив для оказания содействия, исходя из рыночной стоимости приобретаемого жилого помещения, определяемой в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Минимальный размер общей площади жилого помещения, приобретаемого участником Программы, должен быть не менее учетного норматива жилищной обеспеченности на каждого гражданина — участника Программы, установленного Законом Санкт-Петербурга от 7 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан".

4_1. В период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2022 года участники Программы приобретают жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 5 апреля 2006 года N 169-27 "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга" и на условиях, установленных Программой, по стоимости, определяемой Правительством Санкт-Петербурга.

Минимальный размер общей площади жилого помещения, приобретаемого участником Программы, должен быть не менее учетного норматива жилищной обеспеченности на каждого гражданина — участника Программы, установленного Законом Санкт-Петербурга от 7 июля 2004 года N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан".

5. Порядок оказания государственного содействия в приобретении жилых помещений в рамках Программы, порядок расчета размера социальных выплат, а также условия их предоставления устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector