Korshunof.ru

Юридическая консультация, адвокаты
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как лечить ребенка с ДЦП и куда обращаться: памятка для родителей

Как лечить ребенка с ДЦП и куда обращаться: памятка для родителей

Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация «Ты ему нужен» составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).

Какие причины приводят к ДЦП

ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

Семейное обучение детей с ОВЗ

Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.

Семейное обучение доступно не только детям с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающим учиться в домашней атмосфере. Право на него зафиксировано в статье 17 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Организация учебного процесса и ответственность за образование детей с ОВЗ лежит на родителях. Мамы и папы решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.

Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.

<<Форма с консультацией>>

Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа заболеваний, которые влияют на движения и осанку ребенка. Термин «церебральный» в названии заболевания относится к мозгу, а «паралич» относится к слабости или отсутствию мышечного контроля. Повреждение мозга влияет на движения тела и осанку. Это часто проявляется в виде вялых или жестких мышц или непроизвольных мышечных движений. ДЦП возникает в результате повреждения развивающегося мозга во время беременности, родов или вскоре после рождения. Это заболевание означает пожизненную физическую инвалидность. Кроме проблем с моторикой, люди с ДЦП также могут страдать от нарушений зрения, слуха, речи, эпилепсии и отставания в умственном развитии.

ДЦП в России встречается у 4-13 детей из каждых 1000 рожденных живыми, что в 2-6 раз чаще, чем в развитых странах. Общее количество людей с ДЦП в России составляет примерно 1,5 млн. человек, что в три раза больше, чем в США, где население страны больше в 2 раза. В идеальных условиях продолжительность жизни человека с ДЦП не превышает 50 лет.

Причины развития детского церебрального паралича

Причины развития ДЦП обширны и по-прежнему недостаточно изучены и, в большинстве случаев, точно неизвестны. Развитию ДЦП могут способствовать такие факторы, как преждевременные роды, нарушения внутриутробного развития, инфекции цитомегаловируса (ЦМВ), краснуха, врожденные дефекты и многоплодная беременность.

Факторы, играющие роль после рождения, включают церебральные инфекции и травмы головы. Но в большинстве случаев (94%) ДЦП возникает до рождения, а не после родов.

Каковы симптомы у детского церебрального паралича?

Церебральный паралич вызывает ряд симптомов. Самые распространенные из них:

  • Слишком жесткие или мягкие мышцы
  • Преувеличенные рефлексы
  • Мышечная слабость
  • Отсутствие мышечной координации
  • Неконтролируемые движения тела
  • Проблемы с равновесием и координацией
  • Проблемы с глотанием, сосанием или едой
  • Использование преимущественно одной стороны тела, чтобы тянуться к вещам
  • Задержка речевого развития

Эти симптомы могут быть легкими или тяжелыми. Обычно они появляются в первые 2 года жизни ребенка.

Виды детского церебрального паралича

Существует четыре преобладающих моторных типа ДЦП:

  1. Спастичный: спастичность возникает, когда мышцы имеют повышенный тонус и кажутся жесткими — это наиболее распространенный тип ДЦП.
  2. Атаксический: атаксия влияет на равновесие и координацию — люди с атаксическим ДЦП могут казаться шаткими и неустойчивыми.
  3. Дискинетический: дискинезия включает непроизвольные движения, которые обычно усиливаются, когда человек движется.
  4. Смешанный: человек может иметь любую комбинацию нарушений типов моторики.
Читайте так же:
Может ли беженец из украины получить квартиру в россии

ДЦП также можно классифицировать в зависимости от пораженной части тела: квадриплегия (поражает все 4 конечности), диплегия (поражает обе ноги) и гемиплегия (поражает одну сторону тела).

Система классификации общих двигательных функций (GMFCS) — это инструмент, используемый для классификации ДЦП. Нарушения функциональных способностей сгруппированы в 5 стадий (I — V), при этом I стадия наиболее функциональная по сравнению с V, больные с которой требуют постоянной помощи и вспомогательных средств. Классификация GMFCS обычно используется профессионалами в области здравоохранения, поскольку она предоставляет информацию об уровне способностей человека и риске возникновения проблем с тазобедренным суставом.

Когда следует обратиться к врачу?

Дети с церебральным параличом часто пропускают важные этапы развития, такие как срок начала ползания, ходьбы или способности говорить. Родители могут начинать беспокоиться о церебральном параличе, если ребенок медленно осваивает физические навыки, имеет напряженные или гибкие мышцы или необычную осанку. Например, если ребенок не ходит к 12-18 месяцам и не произносит простые предложения к 24 месяцам, или если у него проявляются некоторые из перечисленных выше признаков церебрального паралича, родителям необходимо обратиться к врачу.

Профилактика ДЦП

В настоящее время не существует методов лечения или определенных стратегий профилактики ДЦП. Однако существуют стратегии, которые могут снизить риск и потенциальную тяжесть заболевания:

  • Сульфат магния: он может даваться матери, если ожидаются преждевременные роды, чтобы помочь снизить риск травмы головного мозга ребенка, которая может вызвать ДЦП.
  • Охлаждающий колпачок: его можно надевать на новорожденных, рожденных с асфиксией при рождении (пониженное поступление кислорода или крови в мозг ребенка), чтобы снизить уровень травмы головного мозга за счет снижения температуры мозга.

Лечение ДЦП

Хотя лекарства от ДЦП не существует, имеется множество вариантов вмешательств, которые могут улучшить качество жизни человека. Вмешательства выбираются в индивидуальном порядке в соответствии с потребностями человека и могут включать следующее:

  • Лекарства — например: для контроля приступов или для снижения мышечного тонуса
  • Физиотерапия
  • Трудотерапия
  • Логопедия
  • Операция
  • Протезирование и ортопедия
  • Специальное образование / стратегии обучения
  • Контроль боли
  • Улучшение сна
  • Психологическое консультирование
  • Диета
  • Коррекция нарушений слуха и зрения.

Наблюдение за тазобедренными суставами

Контроль состояния тазобедренных суставов важно для всех детей с ДЦП. У таких детей могут быть проблемы с бедрами из-за аномальной функции мышц, которые влияют на рост и положение костей, что может привести к смещению или вывиху бедра.

Наблюдение за тазобедренным суставом выявляет и отслеживает ранние признаки прогрессирующего смещения бедра с помощью регулярного рентгена и медицинского осмотра. Для профилактики могут проводиться такие вмешательства, как физиотерапия, позиционирование и ортопедия, которые могут снизить потребность в будущих хирургических вмешательствах.

Семь простых правил общения с детьми-инвалидами

Многие десятилетия дети-инвалиды и обычные школьники почти не пересекались благодаря системе интернатов для детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование в корне изменило ситуацию, но не может изменить нас самих: мы так долго жили в параллельных мирах, что порой не знаем, как общаться с ребенком, который непохож на остальных. Мне повезло пройти путь от школы-интерната до обычного университета еще до тотальной инклюзии. Побывав по обе стороны баррикады, могу ответственно заявить: на самом деле все гораздо проще, чем кажется. Сразу уточню: речь пойдет исключительно о детях с физическими недостатками, а не с проблемами психического развития.

Хвалить за реальные достижения

Возможности детей-инвалидов действительно в чем-то ограничены и поэтому нам хочется как можно чаще их хвалить, чтобы поддержать. Парадокс в том, что постоянная похвала таких детей только настораживает. Они-то не считают себя лучше других. Ребенок-инвалид мечтает о простом: быть на равных с обычными детьми. Поэтому когда за прочитанное наизусть стихотворение его хвалят в три раза усерднее, чем девочку с соседней парты, это вызывает как минимум недоумение, а в подростковом возрасте и протест: «Вы что меня за дурака тут держите!»

Читайте так же:
Сколько стоит оценка квартиры для ипотеки в сбербанке

Ребенка с проблемами здоровья, как любого другого, хвалить стоит только за реальные достижения. А они у каждого свои. «Я, например, в детстве долго не могла научиться лук красиво резать, — вспоминает Юлия Васильева, инвалид 1 группы по зрению. — Еще было приятно слышать похвалу, когда сюрприз какой-то для мамы сделаешь, даже если это пересоленный салат».

Не говорить о ребенке в третьем лице в его присутствии

Тут всему виной старое представление о том, что перед нами человек не совсем полноценный и он не может полностью отвечать за себя. Между тем, физические недостатки — не синоним умственной отсталости. Поэтому не стоит разговаривать о ребенке так, как будто его тут нет или он не в силах сам сформулировать ответ.

«При встрече с незрячим ребёнком многие склонны не обращаться к самому ребёнку, а разговаривать исключительно с родителями или сопровождающими ребёнка взрослыми, называя ребёнка в третьем лице («он умеет читать?», «налить ему воды?»). Это выходит даже за рамки обычной вежливости, не правда ли?» — говорит Екатерина Чупахина, преподаватель по ориентированию и мобильности для незрячих.

Такое отношение взрослых прямо показывает ребенку, что он — не такой, как другие. Дети-инвалиды, повзрослев, признаются, что не чувствовали себя людьми с ограниченными возможностями до тех пор, как на это им не указало общество. Поэтому будет правильно и вежливо давать таким детям право голоса.

Забыть об излишней опеке

Чрезмерная забота о детях-инвалидах свойственна прежде всего родителям, говорит Екатерина Чупахина. И это не их вина. Проблема в том, что у нас еще не налажена деятельность специалистов, которые могли бы работать с семьями, где растут эти дети. «Отсюда идёт гиперопека: родители делают всё за ребёнка, не всегда пытаясь даже научить его самостоятельно одеваться и есть, и полагают нормальным в 9 лет кормить его с ложки. Им нужен специалист, который объяснит:

«Да, ваш ребёнок не видит, но он может делать всё то же, что делают его сверстники, хоть иногда другими способами», — уверена Екатерина Чупахина.

Детям-инвалидам хочется помочь, их действительно бывает жалко, но для начала подумайте: жалеет ли ребенок сам себя? И требует ли он именно такого к себе отношения?

Один мой знакомый, молодой учитель, попал на работу в школу-интернат для детей с ДЦП. В его классе был мальчик, который передвигался с ходунками и то довольно медленно. Когда весь класс на перемене отправлялся в столовую, преподавателю, как нормальному сильному мужчине, хотелось просто взять парня на руки. К счастью, он вовремя понял, что этого делать не нужно — ребенок справлялся сам, пусть и не совсем привычным для нас способом.

Не драматизировать на пустом месте

«Так случилось, что из-за слабого зрения эта девочка учится в интернате далеко от дома», — такой аннотацией открывался раздел со стихами слабовидящей школьницы в одном поэтическом сборнике. Девочка, о которой шла речь, искренне недоумевала, к чему этот высокий слог и какое отношение этот факт ее биографии имеет к стихам?

Отношение к инвалидам, полное драматизма, культивируют СМИ — рассказ об особенном ребенке должен вызывать у читателя слезы. Но в обычной жизни дети с особенностями здоровья меньше всего хотят выделяться и быть героями мелодрам. Им больше по душе комедии. Мы с подругой, например, с детского сада носим очки с толстыми линзами. При встрече обращаемся друг к другу не иначе как «Привет, очкарик!». Иногда приходится успокаивать окружающих: нет, это было не оскорбление, а совсем наоборот.

Читайте так же:
Как подарить часть квартиры

Помнить о личных границах

Нам неприятно, когда на улице нас долго разглядывают незнакомые люди. Ребенок с ограниченными возможностями сталкивается с таким отношением практически ежедневно. А ведь у него, как и у каждого человека, есть право на личные границы.

Иногда мы даже не подозреваем, что нарушаем их.

«У меня плохое зрение, но очки я не ношу. В моем случае они бесполезны, — рассказывает Анна Сизонова, инвалид 2 группы. — И с детства мне постоянно приходилось оправдываться перед взрослыми, отвечать на вопрос: «Почему ты без очков?» Видимо, есть стереотип — и я его ломала».

Свои границы есть и в общении с родителями детей-инвалидов. Довольно часто хочется из лучших побуждений посоветовать им хорошего врача или медицинский центр. Мне, например, в подростковом возрасте совершенно незнакомые люди, увидев очки, советовали «ехать лечиться в Чебоксары». Вдаваться в объяснения, сколько операций и где мне уже сделали, совершенно не хотелось. Поэтому если все-таки хочется дать совет (ведь он для кого-то может быть ценным), разговор лучше начать более мягко, например, с фразы: «Вы, наверное, и без меня все это знаете. но. ».

Предлагать помощь, когда она действительно нужна

Я все чаще вижу, как обычные прохожие стараются помочь людям с проблемами здоровья в метро, на улице. Видеть это неравнодушие приятно. В то же время сами они признаются, что нередко оказываются в неловкой ситуации, когда помощь не нужна, но ее навязывают.

«Когда я езжу в автобусе, я уступаю место пожилым людям. И если какая-нибудь бабушка замечает, что у меня нет руки, она начинает усаживать меня обратно и говорить на весь автобус: «У вас же нет руки, поэтому садитесь, садитесь». Это смешно, но порою бывает даже обидно», — говорит Анна Пушкаревская, инвалид 3 группы.

Им действительно порой нужна наша помощь, но не всегда эти дети знают, как ее попросить. Сейчас, по словам Екатерины Чупахиной, большим пробелом в реабилитации детей с инвалидностью остается то, что их совершенно не учат об этом говорить. У детей перед глазами просто нет примеров того, как правильно просить помощи в разных ситуациях. Поэтому бывает, что люди с инвалидностью ведут себя не вполне адекватно с точки зрения обычного человека. «К сожалению, даже в профессиональном сообществе эта проблема пока не осознана», — признается преподаватель. Возможно, первым шагом к ее решению могут стать отношения с ребенком, основанные на взаимоуважении, чтобы он не стеснялся в конкретной ситуации обратиться к вам с просьбой или сказать, что помощь ему не нужна.

Доверять ребенку

Мы боимся поручать ребенку-инвалиду какую-то работу по дому, опасаемся нагружать его лишними просьбами в школе. Он же из этого делает один очевидный вывод: ему не доверяют. Это так обидно, что запоминается на всю жизнь. «В детстве бабушка не доверяла мне на кухне. Всё время боялась, что я срежу слишком толстый слой кожуры у картошки. Когда они с дедом уезжали на дачу, мы с сестрой специально готовы были рано встать, чтобы поэкспериментировать на кухне», — рассказывает сестра Юлии Васильевой — Светлана.

Попробуйте предоставить ребенку больше свободы и самостоятельности. И вы увидите, насколько неограниченными могут быть его возможности.

«Адекватное отношение к людям с инвалидностью станет возможным, когда общение между ними и остальными людьми будет нормой, а не экзотикой, и только если сами инвалиды будут вести себя в соответствии с нормами поведения, принятыми в этом обществе», — резюмирует Екатерина Чупахина.

В общем-то, рецепт общения с особенным ребенком довольно прост: ведите себя с ним так, как вели бы с любым другим ребенком. Но принять эту простую истину бывает сложно.

Читайте так же:
Где можно узнать данные жильцов многоквартирного дома

Фельденкрайз метод в реабилитации ДЦП

Фельденкрайз метод в лечении двигательных нарушений у детей

Фельденкрайз метод

Метод Фельденкрайза известен своей эффективностью для широкого спектра нарушений развития и самых разных ограничений : ДЦП, ЗПР, аутизм и другими. В основе работы лежит понимание, что движения организует мозг а не мышцы как таковые. Мозг способен обучаться (создавать новые связи) и эта способность присутствует в каждом ребенке, независимо от наличия особенностей.

ИНТЕРВЬЮ С ВРАЧОМ ПО МЕТОДУ ФЕЛЬДЕНКРАЙЗ
«— Прежде всего, надо понимать: нервная система такого ребенка уже успела накопить колоссальный стресс. Наша задача — не просто снять с нее этот стресс, а заняться ее обучением. »
Читать подробнее

Фельденкрайз метод FI (функциональная интеграция)- это индивидуальные невербальные сеансы, на которых очень мягко и осторожно происходит обучение движению, «обучение» нервной системы выполнять наиболее эффективные и наименее энергозатратные движения. Метод направлен на замещение нежелательных патернов (привычек), вызывающих боль и дискомфорт при движении, на максимально эффективные и лояльные для организма в целом.

Методика направлена на обучение мозга и нервной системы, а не на тренировку какой-то конкретной группы мышц. В процессе сеанса нервная система пациента индивидуально подбирает путь выполнения того или иного движения, вместо того, чтобы он принимал конкретную позу или выполнял упражнение по команде.

При помощи данного обучающего процесса нервной системы собственные биологические импульсы и силы развития ребенка освобождаются от препятствующих ограничений и, одновременно, получают поддержку. Целью является предотвращение или максимальное сдерживание последствий спастического паралича, нарушений координации движений, постуральных нарушений и задержки психического развития, который иначе повлияют на дальнейший ход развития ребенка.

«Мы» и «они»

Меняется наша жизнь, меняемся мы — взрослеем, пересматриваем прежние предубеждения и избавляемся от страхов, которые мешают нам жить. Само понятие «инвалидность» тоже постоянно меняется, эволюционирует, как гласит Конвенция ООН (Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицирована Россией в 2013 году).

Человечность и пенопласт.

Инвалидность в этом документе понимается как результат взаимодействия между людьми, у которых есть нарушения здоровья, и барьерами в их окружении. Это определение сильно отличается от того, что звучит в Законе о социальной защите инвалидов (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ с изменениями на 31 декабря 2005 года). Там инвалидность сводится к нарушению здоровья, которое ведет к ограничению жизнедеятельности человека и вызывает необходимость его социальной защиты. И получается, что инвалидность — это чья-то личная проблема.

Между тем барьеры, делающие человека инвалидом, создаются даже не только недоступной физической средой или несовершенными технологиями. Они вырастают из несовершенства законодательства, слабой инфраструктуры социальных, медицинских услуг.

Эти институты подчас возводят в абсолют свои нормы, сплачиваются вокруг них и начинают обслуживать свои собственные потребности, утверждаться во власти и воспроизводить статусные иерархии. Лишь огласка и последующее за ней вмешательство общественности и вышестоящих инстанций могут заставить их работать как полагается.

Но кроме того, полному и эффективному участию в жизни общества людей, имеющих какие-либо особенности развития или ограничения здоровья, нередко мешают враждебность, деструктивное или равнодушное отношение окружающих.

"Внешность нестандартная — все, дурак": флешмоб #яучусьвидетьдушу для "особенных" детей

Социологи, изучающие отношения людей к каким-либо группам, например мигрантам или инвалидам, используют понятие «социальная дистанция». Это воображаемое расстояние, на которое мы готовы приблизить к себе представителя такой группы: дружить, общаться на улице, вместе работать или учиться. Исследования показали: наличие положительного контакта, например, с инвалидом ведет к сокращению социальной дистанции, более толерантному отношению ко всей группе.

Благодаря развитию инклюзивного образования в школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, проектам инклюзивного трудоустройства, отдыха, информационным кампаниям и публикациям в СМИ, таких контактов становится больше.

Несколько лет назад в СМИ прозвучала резонансная история о студенте Глебе, которого сокурсницы носили на коляске по этажам в здании вуза, поскольку администрация не сочла возможным организовать занятия на первом этаже. Такой опыт многое дал студентам, а обсуждение его в СМИ позволило повзрослеть и администрации университета.

Читайте так же:
Как определить является ли человек собственником квартиры

В целом каждый четвертый из десяти опрошенных в 2016 году сталкивался в своей обыденной жизни с людьми, имеющими инвалидность. Наблюдается позитивная динамика по вопросу оказания помощи детям с инвалидностью. Двое из трех опрошенных готовы в перспективе оказывать посильную помощь (в 2010 году настроенных на такую волну было менее половины). А число неравнодушных людей, уже оказывающих какую-либо помощь детям-инвалидам и их семьям, тоже растет, причем довольно существенно: если в 2010 году таких было всего лишь 14%, то в 2016-м — уже более половины опрошенных.

Красота против рака, домики от детей и особый театр.

Какая же это помощь? В первую очередь, материальная: сегодня для многих стало уже обычной практикой перечислять деньги в надежные благотворительные фонды или помогать конкретным нуждающимся напрямую.

Многие говорят, что готовы к прямому контакту: помогать физически, а также общаться, проводить вместе с детьми-инвалидами свободное время, играть. И почти три четверти респондентов, имеющих несовершеннолетних детей, хотели бы, чтобы их ребенок участвовал в оказании помощи детям-инвалидам.

Все это свидетельствует о сокращении символического расстояния между «мы» и «они», о росте в обществе такой сплоченности, которая основана на стремлении делать благие дела. Именно так иногда определяют гражданское общество — это не только некоммерческие организации или социальные движения, а взаимная помощь добродетельных людей.

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector