Korshunof.ru

Юридическая консультация, адвокаты
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Права ребёнка и их защита

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Права ребёнка и их защита»

Сегодня мы продолжим знакомство с правами человека. Как вы уже узнали на прошлых уроках, права человека, имеют прямое отношения к вам как детям. Об этом было даже заявлено на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых наций.

Генеральная Ассамблея Организации Объединённых наций определила специальный день, когда права ребёнка становятся центром внимания общественности.

Ежегодно 1 июня в мире отмечается Международный день защиты детей. Но это не праздник в современном понимании, когда накрыт стол и приходят гости.

Этот день нужен для того, чтобы постоянно напоминать людям планеты, что с правами детей далеко не всё обстоит благополучно.

Эти права нарушаются как в мире в целом, так и в нашей стране. Сегодня много детей, которые страдают, тяжело болеют, страдают от голода, последствий войн и природных катастроф.

Человечество признало ребёнка полноценной личностью, к сожалению, только в новейшее время.

В течение многих столетий в Европе бытовало мнение, что ребёнок – это «недоделанный взрослый», которого – методом кнута и пряника – надлежит усовершенствовать, чтобы он занял надлежащее ему по рождению и материальному положению место в обществе. И только в начале двадцатого века международное сообщество стало принимать законы, охраняющие права малолетних граждан.

В 1924 году международная организация Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребёнка, которая состояла всего лишь из пяти статей, так как в то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении предотвращении детского рабства, детского труда и торговли детьми.

После второй мировой войны, вслед за Всеобщей декларацией прав человека, в 1959 году Организация Объединённых наций принимает Декларацию прав ребёнка, в которой были провозглашены основные социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Декларация была призвана гарантировать детям такие права как:

· на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;

· на посещение школы и на учёбу;

· на равенство в правах;

· свободно выражать свои мысли; на собственное мнение;

· на имя и гражданство;

· на получение информации;

· на защиту от насилия и жестокого обращения;

· на медицинское обслуживание;

· на отдых и досуг;

· на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например у детей с ограниченными возможностями).

В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребёнка.

По сравнению с Декларацией 1959 г., где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие её государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

Главная мысль Конвенции о правах ребёнка: ребёнок – это полноценная личность, а не собственность родителей.

Согласно Конвенции ребёнком признаётся «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Следовательно, каждый подросток, в том числе и вы, с позиции международного права может рассматриваться именно как ребёнок.

На сегодняшний день к Конвенции присоединились 193 страны мира кроме Соединённых Штатов Америки и Сомали.

В 1990 году наша страна подписала для исполнения этот международный документ, защищающий жизнь и права детей на нашей планете, и закрепила права ребёнка в национальном законодательстве.

Например, в нашей стране ваши права гарантированы:

· Конституцией Российской Федерации;

· Гражданским кодексом Российской Федерации;

· Трудовым Кодексом Российской Федерации;

· Семейным кодексом Российской Федерации;

· Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Например, положения Трудового кодекса Российской Федерации:

· регулируют интересы несовершеннолетних работников, ограничивая рабочий день,

· гарантируют продолжительный оплачиваемый отпуск,

Читайте так же:
Законно ли начисляют пени за коммунальные услуги

· запрещают работу в условиях, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию.

В Российской Федерации в соответствии с законодательством ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина. Их соблюдение гарантируется государством. В частности, Конституция Российской Федерации определяет защиту материнства и детства как обязанность государства.

Государство признаёт детство важным этапом жизни человека. Оно прилагает усилия для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания у них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Кроме этого, в России появилась должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Он осуществляет независимый контроль за соблюдением прав детей.

К основным направлениям деятельности в области защиты прав ребёнка в нашей стране относят:

· утверждение здорового образа жизни,

· поддержку различных форм трудовой занятости подростков и молодёжи,

· организацию досуга детей,

· реабилитацию детей инвалидов и тому подобное.

Жизнь человека начинается в семье. В Конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право знать своих родителей. Они несут ответственность за ребёнка и должны обеспечить ему нормальные условия жизни. Они имеют право и обязанность воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, помочь им в духовном и нравственном развитии и получении образования, представлять права и интересы детей в государственных учреждениях, в том числе и в судах.

Хорошо, если вы не представляете себе, что может быть иначе. Но права детей нарушаются взрослыми довольно часто.

Если родители не заботятся о воспитании детей – пьянствуют, принимают наркотики, жестоко обращаются с детьми, они могут быть лишены родительских прав. Тогда заботу о ребёнке через органы опеки и попечительства берёт на себя государство.

Органы опеки и попечительства – это специальные отделы, которые работают в органах местного самоуправления и призваны заботиться о соблюдении прав детей. Кроме того, такие отделы занимаются проблемами усыновления, заботятся о детях, оставшихся без родителей.

Дети, оставшиеся без попечительства родителей, могут быть усыновлены или взяты под опеку. Органы опеки и попечительства ищут людей, готовых взять на себя ответственность заботы о чужом ребёнке.

Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни ребёнка, нарушении его прав и законных интересов, должен сообщить об этом в органы опеки и попечительства.

Если были нарушены ваши права и законные интересы, вы можете самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, а по достижении 14 лет – в суд. Кроме этого, вы можете обратиться с просьбой о защите своих прав в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют или центр помощи детям, в службу экстренной психологической помощи по телефону и иные организации.

Также вы имеете право обратиться к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.

Но как это сделать?

Самый простой способ вы должны зайти на официальный сайт Уполномоченного по правам ребёнка по адресу: www.rfdeti.ru. Затем перейти по ссылкам «Контакты» – «Уполномоченный в вашем регионе» – выбираете нужный вам регион, например, пускай это будет Москва.

На открывшейся странице вы можете увидеть всю необходимую вам информацию: телефон, адрес электронной почты и часы приёма уполномоченного, ответственного за ваш регион.

Также с помощью этого сайта вы можете лично написать письмо Уполномоченному по правам ребёнка. Для этого вам нужно перейти по ссылке: «Написать письмо», которая расположена в правом нижнем углу сайта и заполнить соответствующую почтовую форму. И о вашей проблеме обязательно станет известно.

Уполномоченный по правам ребёнка вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизни детей, где бы ни было: в семье, в школе, на улице и даже в колонии для несовершеннолетних нарушителей закона.

Вы должны не только знать о своих правах, но и уметь ими пользоваться. Это поможет вам в решении конкретных жизненных ситуаций.

Давайте вспомним, что такое дееспособность?

Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объёме дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Читайте так же:
Наказание за незаконное занятие земли

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

1. Что такое права ребёнка?

2. Какими законодательными актами защищены права ребёнка в Российской Федерации?

Права несовершеннолетних

Семейным Кодексом РФ за ребенком закреплен ряд имущественных и неимущественных прав. К последним относятся следующие положения, определенные в ст. 54-58 СК РФ :

  • Дети в возрасте до 18 лет имеют право проживать с родителями по возможности в семье. Если родители не лишены родительских прав, дееспособны и не отстранены от воспитания ребенка в связи с злоупотреблением алкоголем и наркотиками, место проживания ребенка определяется с родителями или с одним из них. Под воспитанием подразумевается весь комплекс мер, направленных на заботу, контроль развития и физического состояния ребенка, обеспечение его образования и содержания. Также родители обязаны уделять внимание моральному состоянию ребенка и формированию нравственных ценностей.
  • Право на общение с родственниками. Если это не исключено решением суда, ребенок имеет право на общение со всеми кровными родственниками, в том числе и с бабушками и дедушками. Если один из родителей препятствует этому общению, он нарушает права несовершеннолетнего.
  • Право детей иметь и выражать свое личное мнение. Мнение ребенка должно учитываться при принятии любого решения, непосредственно касающегося его интересов. Важно понимать, что, начиная с десятилетнего возраста, мнение несовершеннолетнего учитывается, а порой и является определяющим при принятии судебных решений в отношении лишения и восстановления родительских прав, определения места проживания ребёнка, а также при усыновлении и изменении имя, отчества и фамилии.
  • Любой ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Отчество ребенка определяется по имени отца, а фамилия может переходить от одного из родителей.
  • Право ребенка на защиту своих прав и интересов. Основные функции по защите прав и интересов ребенка возлагаются на родителей. Если родители проживают раздельно с ребенком, это не освобождает их от обязанности защищать его интересы. Если родители отсутствуют, лишены родительских прав, недееспособны либо злоупотребляют алкоголем и наркотическими средствами, все функции по защите прав ребенка возлагаются на опекуна, усыновителя или органы опеки и попечительства. На момент, когда ребенок пребывает в детском воспитательном или лечебном учреждении, контролировать соблюдение их прав должна администрация данного центра.
  • Несовершеннолетние имеют право на защиту от злоупотребления родителей и уважение их человеческого достоинства. Под этим пунктом подразумевается широкий спектр факторов. Родители должны обеспечить ребенку комфортные условия для психического развития и поддержания оптимального морального состояния.

статьей 60 Семейного кодекса РФ. Согласно этому акту, каждый ребенок имеет право на материальное содержание родителей и других родственников. Если родители уклоняются от содержания детей, материальные средства необходимые для поддержания достойного обеспечения ребенка, взыскиваются в судебном порядке. Также данное положение СК РФ определяет права детей на имущество, полученное в результате наследования или дарения. До наступления возраста дееспособности (от 14 до 18 лет) распоряжаться имуществом и доходами ребенка должен родитель опекун либо уполномоченное лицо. По достижении несовершеннолетнего 14-летнего возраста он согласно статьи 26 Гражданского Кодекса РФ может сам заключать имущественные сделки с письменного согласия своего представителя.

Важной особенностью является тот факт, что эмансипированные (освобожденные от родительской опеки) дети и несовершеннолетние, ранее вступившие в официальный брак, могут сами представлять свои интересы, в том числе и в ходе судебного разбирательства.

Основные права с комментариями юриста

Существует определенный набор прав и интересов детей и родителей, которые нарушаются часто и повсеместно. При этом, как правило, права детей и их родителей взаимосвязаны: если нарушаются права одного, прямо или косвенно нарушаются права и другого.

Рассмотрим основные права каждого из главных участников образовательного (и не только) процесса – родителей (опекунов, попечителей), детей и учителей.

Права родителей

Они обозначены в статье 44 Закона об образовании и едины для всех законных представителей ребенка (для удобства будет называть их родителями).

Читайте так же:
Гарантийный ремонт сроки по закону

Для начала нужно отметить, что у родителей есть преимущество перед всеми другими лицами на обучение и воспитание своих детей. Органы власти и образовательные организации – только помощники в этих процессах. Это положение закона очень важное, поскольку чётко расставляет точки над i в вопросе, кому принадлежит главная роль в обучении детей.

Права родителей в школе:

  1. Выбирать формы образования и обучения, школу, в которую будет ходить их ребёнок, язык образования, факультативные (необязательные) и элективные (выбираемые) учебные предметы, курсы и модули из предложенного школой набора.
  2. Выбирать семейное обучение вместо обучения на базе школы, а также изменить такое решение впоследствии и определить ребёнка в школу для продолжения обучения.
  3. Знакомиться с уставом школы и другими документами, регламентирующими работу школы и её образовательную деятельность.
  4. Знакомиться с используемыми школой методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также содержанием образования в целом.
  5. Знать о планируемых психологических обследованиях ребёнка, давать или не давать на них согласие, участвовать в них или отказаться от участия, а также знать о результатах обследований.
  6. Присутствовать при психолого-медико-педагогическом обследовании ребенка, обсуждать результаты и рекомендации, выражать своё мнение на этот счёт.
  7. Знать об успеваемости ребёнка, знакомиться с его оценками.
  8. Защищать права и интересы ребенка.
  9. Участвовать в управлении школой в форме и порядке, которые определены уставом организации.

Родителям принадлежат все основные права в части определения, где и, соответственно, как будет получать школьное образование их ребёнок. Нельзя навязывать обучение в школе, если родители считаются необходимым и возможным обучать ребёнка в семье. Несмотря на то, что нужно учитывать мнение детей и советы специалистов, окончательное решение вопроса всё равно за родителями.

Выбор школы также принадлежит родителям. Однако их желания недостаточно. Во-первых, выбор ограничен конкретными программами, формами, предметами обучения, которые предлагает конкретная школа. Во-вторых, школа может быть переполнена. Кроме того, существуют льготы и преимущества для зачисления определенных категорий детей. Специальные школы, где углубленно изучают какие-то предметы (направления), вправе проводить отбор на конкурсной основе. Всё это говорит об одном: школы могут отказать в приёме ребенка, несмотря на выбор и желание родителей. Разумеется, если для этого есть основания, а решение обоснованное и не противоречит российскому законодательству.

Важная роль принадлежит родителям и в части управления школой. Однако это не означает, что можно как захочется вмешиваться в учебный и воспитательный процесс. Порядок участия родителей устанавливается уставом школы, и нужно следовать его положениям. Обычно создаются родительские комитеты, и учитывается не мнение одного взятого родителя, а коллективное решение. С другой стороны, мнение любого родителя имеет значение. Реализовать это право можно путем прямых обращений к руководству школы или отдельным педагогам. Не запрещается и посещать школу, беседовать с педагогами и директором – такой подход, как правило, всем идёт на пользу, если проходит в мирном ключе.

Родители вправе знакомиться с регламентирующей деятельность школы документацией. Как правило, документы представлены на сайте школы. При необходимости их можно запросить в администрации. Руководство школы не вправе отказать.

Также школа (отдельные педагоги, директор) не могут отказать родителям в доступе к информации об успеваемости ребёнка, о том, сколько, чему и как его учат. Как правило, с этим проблем не возникает, если только школа сознательно не скрывает какие-то данные. При наличии подозрений в сокрытии сведений, родитель вправе обратиться к директору школы.

Отдельно стоит рассмотреть финансовые вопросы. Проблема для многих родителей – поборы на разные нужды. Школа может требовать деньги на покупку каких-то вещей, оборудования, ремонты, за участие в олимпиадах, дополнительное обучение и занятия. Навязывать услуги школы не вправе. Платить или не платить за дополнительные занятия, факультативы и прочие, не входящие в обязательную программу обучения услуги – тоже право родителей. Сбор денег на покупку вещей, ремонт, поездки и прочее – коллективное решение, которое, как правило, принимается на уровне родительского комитета. Несогласные родители вправе не платить и заставить из никто не может.

Права родителей реализуются через обязанности школы и ее содействие. Если права нарушаются, их защита осуществляется на уровне руководства образовательного учреждения, местных органов власти в области образования, а не поможет – в судебном порядке.

Читайте так же:
Зачем нужен контроль трудового законодательства

Права детей

Они перечислены отдельно, в статье 34 Закона об образовании. Но в большинстве своём носят декларативный характер – закреплены и должны соблюдаться. Однако реализация школьниками своих прав и их защита фактически и юридически невозможны без участия родителей и содействия школы.

Основные права ребёнка в школе:

  1. Участвовать вместе с родителями в выборе школы, формы и языка обучения, факультативных и элективных предметов.
  2. Получать надлежащие условия обучения – установленные нормативно-правовыми актами и правилами школы как в части образовательного и воспитательного процесса, так в отношении питания, соблюдения гигиенических норм, физического развития и сохранения здоровья.
  3. Полноценно отдыхать (право на каникулы), участвовать в посильной трудовой деятельности при согласии ребенка и родителей.
  4. Бесплатно пользоваться библиотечной, научной и учебной литературой на базе школы, оборудованием и спортивным инвентарем, школьными культурными объектами.
  5. Получать полноценное 2-разовое питание согласно установленным нормативам и требованиям.
  6. Выбирать предлагаемые школой факультативы, кружки, секции и т.д.
  7. Иметь равные с другими школьниками возможности и условия для участия в олимпиадах, конкурсах и прочих мероприятиях, организуемых и (или) проводимых школой.
  8. Получать поощрения за успехи в учебе, спорте, внеклассной работе.
  9. Получать защиту от нарушения своих прав, от насилия, угроз, оскорблений и т.п.
  10. Иметь возможность выражать свое мнение, даже если оно отличается от мнения других лиц.
  11. Получить индивидуальный план обучения, если для этого есть основания (отклонения в развития, одаренность, частые болезни, частое участие в спортивных соревнованиях и сборах).

К сожалению, как правило, ребенок не может самостоятельно защищать свои права. Задача родителей – объяснить ребенку его права и обязанности, способы реализации и защиты прав. В старших классах возможно осознанное коллективное выражение мнения – его должны учитывать и родители, и педагоги.

Одна из основных проблем, на которую часто жалуются сами дети – привлечение их к труду, например, уборке класса. Бывают конфликты и на почве того, что педагоги заставляют что-то делать ребенка, а он этого не хочет или не может сделать. Такие проблемы разрешаются обязательно с привлечением родителей. Согласие ребенка и родителей – обязательное условие для выполнения трудовых работ, за исключением предусмотренных учебным процессом (например, на уроках труда).

Пока ребенок находится в школе (на территории школы) или вне школы, но под ответственностью педагога, отвечать за вред его жизни и здоровью будет школа. И, если, скажем, в школе произошла драка, то претензии нужно адресовать, в первую очередь, руководству.

Права учителей

При реализации и защите прав детей и родителей невозможно оставить без внимания и права учителей – педагогических работников и руководителей школ. Их правовой статус регулируют статьи 47 и 51 Закона об образовании.

В отношениях с детьми и их родителями учителя имеют право:

  1. Свободно выбирать и использовать педагогически обоснованные средства, форма, методы воспитания и обучения, свободно выражать своё мнение.
  2. Преподавать в условиях невмешательства в профессиональную деятельность.
  3. Проявлять творческую инициативу, участвовать в исследовательской, научной, инновационной деятельности, разрабатывать и применять авторские программы и методы обучения в пределах образовательной программы и конкретного предмета.
  4. Участвовать в разработке образовательных программ, включая разработку учебных планов, графиков, предметов, методических материалов и прочих элементов таких программ.
  5. Выбирать учебники, пособия и прочие средства обучения согласно образовательной программе.
  6. Участвовать в управлении школой и обсуждении вопросов образовательной деятельности.
  7. Обращаться за защитой профессиональной чести, требовать справедливого и объективного расследования нарушений, а также урегулирования споров между участника образовательного процесса.

Таким образом, родители не могут вмешиваться в педагогический процесс, указывать учителям, как преподавать тот или иной предмет. Выбор учеников и методических материалов тоже принадлежит учителям. При возникновении спорных ситуаций обе стороны могут обратиться к руководству школы или вынести вопрос урегулирования конфликта на специальную комиссию. Недопустимо со стороны как детей, так и родителей оскорбления учителей и другие способы унижения их профессиональной чести и достоинства.

Читайте так же:
Покажите на примере действие закона растущих вмененных издержек

В каком порядке отменяется ограничение родительских прав?

Если обстоятельства, из-за которых суд ограничил родителей в их правах, отпали, судья может отменить ограничительную меру. Процедура отмены ограничения идентична вышеописанной.

Одна из заинтересованных сторон подает в суд иск. Суд с учетом всех обстоятельств дела решает, отменять введенные меры или нет.

Содержание иска об отмене санкции аналогично вышеописанному.

Обратите внимание! При отмене ограничения родительских прав суд в обязательном порядке учитывает мнение ребенка.

Конфликты в школе у ребенка.

Зачастую конфликтные ситуации возникают в процессе образовательной деятельности. Родители могут узнать о том, что их сына или дочь притесняют в школе сверстники или педагоги.

Если вопрос не так серьезен, то он вполне может решаться посредством личной беседы с директором учебного заведения.

Также можно оформить официальное заявление на имя руководителя организации и передать его уполномоченному лицу.

В более сложных случаях или при отсутствии реакции со стороны администрации школы потребуется обратиться в вышестоящие инстанции.

К таковым относится региональный департамент образования или районное (городское) подразделение.

Однако наибольшие проблемы для малолетнего приносят противоправные действия его родных. Подобные случаи рассматриваются органом опеки по заявлению заинтересованного лица или госорганов.

Стоит помнить о том, что для постановки уполномоченной структуры в известность совсем необязательно писать официальное заявление.

Достаточно просто сообщить специалисту об угрозе жизни, здоровью или психологическому состоянию ребенка. ОиП обязана проверить данный факт на достоверность и предпринять соответствующие действия.

Последние заключаются в подаче иска в судебную инстанцию с целью ограничения родителей в правах.

Если правонарушение относится к деяниям, подпадающим под статьи КоАП или УК РФ, то к делу подключается полиция и прокуратура органы опеки и попечительства.

Однако итоговое решение, принятое на основании поступившей от органов правопорядка материалов, находится в компетенции суда.

Права и свободы ребенка в России, которые должны защищаться государством

Права ребенка вступают в законную силу сразу же после его рождения. Таким образом каждый маленький гражданин имеет право:

  1. На воспитание и проживание в семье (статья 54 СК Российской Федерации).
  2. На собственное имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
  3. На любовь и опеку своих родителей, а также на общение с ними, если они живут не рядом (ст. 55 СК РФ).
  4. На общение с людьми, состоящими с ним в кровном родстве.
  5. На получение воспитания в дружелюбной обстановке, где царит взаимопонимание и соблюдаются интересы каждого (статья 56 СК).
  6. На бесплатное получение начального (базового) образования.
  7. На защиту своих прав.
  8. На имущество (статья 60 СК).
  9. На выражение личного мнения (статья 57 СК РФ).
  10. На помощь врачей и ее приоритетное получение в случае экстренной ситуации.
  11. На смену фамилии, имени, отчества.
  12. На специальный режим и особое обучение в случае психической, физической или социальной неполноценности.
  13. На защиту от принудительного труда, который может навредить его здоровью, умственному развитию, жизни.
  14. На достойный жизненный уровень.
  15. На защиту от насилия в любых его формах.
  16. На доступность всех видов информации.
  17. На личное пространство и защиту от вмешательства в него со стороны других людей.

Награждение победителей прошло в Центральной городской библиотеке имени С. А. Есенина г. Рязани на подведении итогов марафона мероприятий, приуроченных к Международному дню инвалидов, #Пространство для завтра. Авторам лучших работ о защите прав детей-инвалидов детский омбудсмен Анжелика Евдокимова вручила грамоты и призы.

Региональный конкурс социальной рекламы «Защита прав инвалидов» состоялся в преддверии Международного дня инвалидов по совместной инициативе Уполномоченного по правам человека в Рязанской области Натальи Епихиной, Уполномоченного по правам ребенка в Рязанской области Анжелики Евдокимовой, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Рязанской области Михаила Пронина. В нем приняли участие почти 30 жителей области. Они представили свои работы о защите прав инвалидов, детей-инвалидов, и на тему социального предпринимательства в трех номинациях: видеоролик, инфографика, плакат. Благодарность от омбудсменов получили все участники конкурса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector