Korshunof.ru

Юридическая консультация, адвокаты
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субсидиарная ответственность при банкротстве; актуальные положения на 2021 год

Субсидиарная ответственность при банкротстве — актуальные положения на 2021 год

Любое юрлицо может оказаться возле черты, за которой следует банкротство. Иногда долги настолько большие, что даже продажи всех накоплений и активов оказывается недостаточно, чтобы их отдать. Если главный должник не справится с выплатой долга, может наступить субсидиарная ответственность при банкротстве юридического или физического лица. То есть, ответственность при банкротстве переходит с фактического должника на косвенно связанного с ним человека.

Дополнительная ответственность возлагается не только на человека или компанию, задолжавших определённую сумму, но и на кого-то ещё, способного отвечать за долг. Обычно эта мера применяется для юридических лиц, когда финансовая ответственность распределяется среди аффилированных компаний, против которых запустили банкротство.

Фабула дела (определение ВС РФ от 23 декабря 2019 года № 305-ЭС19-13326)

Налоговый орган (кредитор должника-компании) обратился в суд с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности не только руководителя должника, его супруги, но и его несовершеннолетних (на момент предъявления требования) сыновей.

Общая сумма субсидиарной ответственности 311 662 635 рублей 87 копеек.

Решение суда первой инстанции

Решением суда первой инстанции к субсидиарной ответственности был привлечен только сам руководитель должника. Для привлечения иных лиц суд первой инстанции не нашел оснований, не установив наличия критериев контролирующих должника лиц для указанных персон.

Решение апелляционной инстанции

Постановлением 9 ААС решение суда первой инстанции было отменено в части. К субсидиарной ответственности была привлечена супруга руководителя должника.

Суд апелляционной инстанции указал, что должник полученную прибыль от выполнения контрактов выводил через аффилированные и подконтрольные организации, которые в итоге попадали на счета ООО «Векша плюс», организации, полностью подконтрольной супруге руководителя должника. Таким образом, руководством должника-ООО «Альянс» выведено более 165 миллионов рублей.

Кроме того, суд апелляционной инстанции подчеркнул, что кроме того, что супруга руководителя должника Кириенко Наталья Алексеевна являлась одним из конечных бенефициаров схемы уклонения от уплаты налогов, кроме того являлась супругой руководителя должника. То обстоятельство, что впоследствии они расторгли брачно-семейные отношения, не может служить основанием для отказа в привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности. Что касается Кириенко Натальи Алексеевны, то факт нахождения в браке с генеральным директором Самыловских Вадимом Игоревичем является дополнительным основанием для установления за ней статуса контролирующего лица в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 61.10 Закона о банкротстве.

Поддерживая суд первой инстанции и отказывая в привлечении к субсидиарной ответственности детей, апелляция указала, что на момент совершения правонарушений по уклонению от уплаты налогов дети являлись несовершеннолетними, что исключает возможность привлечения их к ответственности.

Решение кассационной инстанции

Суд кассационной инстанции отменил постановление апелляции, оставив в силе судебный акт первой инстанции.

Отменяя привлечение к ответственности бывшей супруги, суд кассационной инстанции указал, что доказательств того, что наличие брачно-семейных отношений может являться основанием для определения супруга в качестве контролирующего лица, при условии наличия доказательств возможности определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника, — в материалах дела не имеется.

Читайте так же:
Будут ли субсидии на авиабилеты в Крым на 2022 год

Позиция кассационного суда относительно невозможности привлечения к субсидиарной ответственности несовершеннолетних лиц осталась неизменной.

Кто может стать инициатором?

Привлечь к субсидиарной ответственности учредителей организации возможно:

  1. При введении внешнего управления в организации – внешним управляющим.
  2. При введении конкурсного производства на предприятии – конкурсным управляющим.
  3. Входе как внешнего, так и конкурсного управления – учредителем должника.
  4. В ходе конкурсного производства в организации — конкурсным кредитором или уполномоченным органом.

Для привлечения к субсидиарной ответственности указанные лица подают соответствующие заявления в арбитражный суд. Срок подачи заявления о привлечении к ответственности учредителей не может превышать одного года с момента, когда лицо, имеющее право на подачу заявления узнало о наличии оснований для привлечения учредителя к возмещению убытков.

Кто привлекается к субсидиарной ответственности

Лица, которые несут ответственность за стабильность работы организации, отвечают за нарушения. 5 лиц, контролирующих работу фирмы:

  • директор фирмы;
  • учредители;
  • орган, обладающий управленческими функциями;
  • ликвидационная комиссия;
  • владелец имущества.

Важно! Перечисленным лицам грозит субсидиарная ответственность. Срок для привлечения составляет два года с момента снятия полномочий по руководству бизнесом.

Кто наделен правом привлекать к дополнительной ответственности

Уполномоченные лица перечисляются в Законе «О несостоятельности». Комитет кредиторов и конкурсный управляющий вправе привлечь должников к ответу.

Кого могут привлечь к субсидиарной ответственности при банкротстве

Ответственность за неспособность погашать задолженности традиционно возлагается на первых лиц предприятия: высших руководителей и владельцев бизнеса. Кроме них привлекаться также могут и другие лица, действия которых могут создать условия для банкротства. К таковым относятся:

  • главный бухгалтер;
  • лица, формально не связанные с предприятием, но фактически руководившие им два года и более до момента банкротства.

В статье 2 Федерального закона 127-ФЗ дается определение сторонних физических лиц, причастных к управлению компанией. Подробнее о них будет рассказано ниже, в отдельном пункте.

Инициаторами привлечения к субсидиарной ответственности могут выступать кредиторы и арбитражные управляющие. Для этого законодательством установлены условия, соответствующие правам кредиторов и критериям банкротства.

директор и подчиненный

Привлечение к субсидиарной ответственности директора и учредителя предприятия

Ограниченность ответственности учредителя ООО распространяется только на ситуации, когда имущества предприятия достаточно для погашения всех задолженностей. Во всех остальных случаях в отношении него действуют те же правила, что и для обычного индивидуального предпринимателя, неспособного отвечать по своим обязательствам.

Наемный руководитель несет материальную ответственность перед работодателями (владельцами бизнеса). Признаками действий, позволяющими привлечь к ней, являются:

  • Заключение сделок, наносящих ущерб предприятию в личных интересах.
  • Сокрытие или умышленное искаженное представление участникам бизнеса информации о сделках.
  • Отсутствие мер по получению важной для условий сделки информации (проверки добросовестности контрагента, условий лицензирования и пр.).
  • Игнорирование существенных сведений при заключении договоров.
  • Фальсификация, потеря или кража документации предприятия (например, если генеральным директором похищены или подделаны документы бухгалтерского учета).

В своем большинстве подобные деяния (действия или бездействие) являются злонамеренными и их суть состоит во введении в заблуждение учредителей фирмы или акционеров ООО, или проявленной служебной халатности. Владельцы бизнеса вправе подавать в суд на проворовавшегося или беспечного руководителя, ими назначенного.

Если же бизнесом управляет сам его владелец, то он несет полную ответственность за нанесенный ущерб, включая субсидиарную, если имущества недостаточно для погашения задолженности перед сторонними кредиторами. Свои финансовые потери он простит себе сам.

Привлечение к субсидиарной ответственности главного бухгалтера

В процессе ведения бухгалтерского учета практически невозможно сохранять неосведомленность об истинных намерениях руководителя предприятия. Этим обстоятельством обусловлена высокая степень (вплоть до уголовной) ответственности главного бухгалтера. Трудно предположить, что он не знал о злонамеренных деяниях директора или владельца.

Читайте так же:
Субсидии на оплату коммунальных услуг одиноким пенсионерам

Несмотря на эту очевидность, субсидиарная ответственность может быть возложена только на основании четкой доказательной базы. Ее основу обычно составляют следующие факты, выявленные в процессе ликвидации ООО:

  • Выявлено отсутствие ключевых документов бухучета, особенно первичных (накладных, счетов-фактур и пр.).
  • Представлена неполная информация о движении ТМЦ (некоторые операции не отражены в отчетности).
  • Сведения бухгалтерской отчетности намеренно искажены в целях ухода от налогообложения и сокрытия махинаций.
  • Доказано участие главбуха в доведении предприятия до состояния преднамеренного или фиктивного банкротства, а также сделках сомнительной доходности.

Избежать субсидиарной ответственности главный бухгалтер может, только если сумеет доказать отсутствие своего влияния на процесс принятия управленческих решений, или тот факт, что он действовал по принуждению. В данном случае имеет место своеобразная «презумпция виновности». Смягчающим обстоятельством служит идеальное состояние отчетности и отсутствие нарушений ПБУ.

суд

Привлечение к субсидиарной ответственности формально сторонних лиц

Признаки стороннего физического лица, причастного к управлению компанией, перечислены в статье 2 127-ФЗ и других правовых нормативных актах, где они практически дублируются:

  • Возможность давать обязательные к исполнению распоряжения.
  • Способность направлять функционирование фирмы убеждением, авторитетом или принуждением.
  • Наличие непосредственного влияния на руководство компании.

Привлечь к субсидиарной ответственности аффилированных, должностных, административных и прочих лиц, имеющих неформальные, но эффективные рычаги воздействия на предприятие, очень сложно. Это становится возможным только при наличии неопровержимых доказательств.

Срок привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве

Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности должно быть подано в течение трех лет со дня, когда заинтересованное лицо узнало о наличии на то оснований. Например, о совершении сомнительной сделки, сокрытии имущества, фиктивном банкротстве должника и других обстоятельствах.

При этом обратиться в суд необходимо не позднее трех лет со дня:

  • признания должника банкротом;
  • прекращения производства по делу о банкротстве;
  • возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом;
  • завершения конкурсного производства.

Максимальный срок составляет 10 лет со дня, когда имели место действия или бездействия, которые являются основанием для привлечения к субсидиарной ответственности.

Нужно помнить! Если заинтересованное лицо пропустило срок на подачу заявление о привлечении к субсидиарной ответственности по уважительной причине, арбитражный суд может его восстановить. При этом за восстановлением срока необходимо обратиться в течение двух лет с момента истечения срока давности.

Разбираем новацию Указа № 143 о субсидиарной ответственности

30/ 04/ 2020

Указ Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» в качестве одного из положений содержит п. 23, который касается привлечения руководителей, участников, собственников к субсидиарной ответственности по долгам юридических лиц-банкротов.

Читайте так же:
Субсидия и субвенция отличия в бюджете

Означает ли данное положение отмену субсидиарной ответственности либо приостановление рассмотрения таких дел на какой-то период?

Предлагаем вместе разобраться с данным положением и взглянуть на возможные подводные камни.

Что предусматривает п. 23 Указа № 143 в части субсидиарной ответственности?

Указ №143 вводит обратную силу для п. 5.6 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», который в свое время ограничил основания для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам организации-банкрота только виновными (умышленными) действиями руководителей и учредителей, повлекших банкротство. (Ранее основаниями являлись не только действия, но и бездействия, повлекшие банкротство юридического лица, а также несвоевременная подача (неподача) заявления о банкротстве).

Указ №143 распространяется на вынесенные до 25 февраля 2018 г. (включительно) судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, которые не исполнены по состоянию на 26 апреля 2020 г. (дату вступления в силу Указа №143) в полном объеме либо в какой-то части.

Эти судебные постановления могут быть предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с главой 34 Хозяйственного процессуального кодекса.

Вместе с тем, с учетом целей Указа №143 не совсем понятно, какое отношение п. 23 имеет к защите экономики от последствий мировой эпидемиологической ситуации в 2020 г.

Закрепляя правило, направленное на возможность пересмотра ранее вынесенных постановлений о привлечении к субсидиарной ответственности, законодатель преследует цель помощи некоторым лицам, против которых ранее были вынесены решения о привлечении к субсидиарной ответственности, но которые не рассчитались по таким решениям. В результате определенных судебных процедур некоторые из этих лиц имеют возможность добиться вынесения новых судебных решений в свою пользу.

Субсидиарная ответственность отменена?

Во-первых, Указ № 143 автоматически не освобождает должников от исполнения обязательств по вступившим в силу судебным постановлениям о привлечении к субсидиарной ответственности, не является амнистией или прощением долга. Он дает возможность инициировать специальную судебную процедуру пересмотра решений судов – возобновление по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с приданием обратной силы п. 5.6 Декрета.

Во-вторых, Указ № 143 не отменяет субсидиарную ответственность, не исключает привлечения к субсидиарной ответственности в настоящее время и в будущем, не приостанавливает рассмотрение текущих или будущих дел о привлечении к субсидиарной ответственности.

При рассмотрении всех текущих и будущих дел о привлечении к субсидиарной ответственности должны применяться положения п. 5.6 Декрета №7.

Что означает придание обратной силу Декрету №7?

Ранее, после издания Декрета №7, велась дискуссия относительно того, имеет ли он обратную силу, т.е. распространяется ли на судебные постановления, вынесенные до его вступления в силу. Сложившаяся в 2018–2019 гг. судебная практика дала отрицательный ответ на данный вопрос.

В свою очередь п. 23 Указа №143 прямо указывает, что Декрет №7 имеет обратную силу применительно к судебным постановлениям, принятым до 25 февраля 2018 г., т.е. дает возможность пересмотра этих судебных постановлений и нового рассмотрения ранее рассмотренных дел о привлечении к субсидиарной ответственности с применением правил п. 5.6 Декрета № 7.

Читайте так же:
Субсидии на жилье ветеранам выв

Если судебное постановление исполнено полностью – может ли оно быть пересмотрено?

Могут быть пересмотрены только те судебные постановления, которые не исполнены полностью, либо не исполнены в части, но только в той части, в которой они не исполнены.

Представляется, что даже если по итогам пересмотра будет отказано в привлечении к субсидиарной ответственности, ответчик не сможет претендовать на возврат денежных средств, которые он ранее уплатил во исполнение ранее вынесенного судебного решения.

Судебные постановления о привлечении к субсидиарной ответственности пересматриваются «автоматически»?

П. 23 Указа №143 дает возможность бывшим ответчикам инициировать пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с главой 34 ХПК.

Суды сами не будут инициировать пересмотр ранее вынесенных судебных постановлений о привлечении к субсидиарной ответственности. Аналогично не стоит ждать такой инициативы от взыскателей по исполнительным производствам и судебных исполнителей.

Пока вступившее в законную силу судебное постановление о привлечении к субсидиарной ответственности не отменено – оно законно и должно исполняться.

Иницировать пересмотр может само лицо, привлеченное к ответственности. Кроме того, такое право также имеют должностные лица, имеющие право принесения протеста в порядке надзора (председатель Верховного суда, Генеральный прокурор и их заместители), но для этого опять-таки нужно к ним обратиться.

Ответчик должен обратиться в суд с заявлением об отмене судебного постановления и возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам, а не с апелляционной, кассационной, надзорной жалобой или иным заявлением.

Заявление следует адресовать в тот суд и в ту инстанцию, которые разрешили дело по субсидиарной ответственности по существу, т.е. вынесли постановление о привлечении к субсидиарной ответственности.

Заявление должно отвечать требованиям по форме и содержанию согласно ст. 320 ХПК и не облагается государственной пошлиной (п. 1.10 ст. 257 Налогового кодекса).

Для юристов. Ст. 319 ХПК предусматривает закрытый перечень оснований для пересмотра постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обстоятельства, указанные в п. 23 Указа №145, не подходят ни под одно из содержащихся в законе оснований. Полагаем, что целесообразно в заявлении о пересмотре прямо ссылаться на п. 23 Указа №145 и общие положения главы 34 ХПК.

Существуют ли какие-то сроки, в пределах которых можно обратиться за пересмотром судебных постановлений?

В соответствии со ст. 320, 321 ХПК заявление может быть подано не позднее 3-х месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств, в данном случае – в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Указа №143, т.е. с 26 апреля 2020 г.

Указанный 3-месячный срок может быть восстановлен судом, если он пропущен по уважительным причинам, при наличии соответствующего ходатайства.

Суд безусловно отменит судебное постановление о привлечении к субсидиарной ответственности?

Рассматривая заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, суд должен будет оценить, является ли придание обратной силы п. 5.6. Декрета №7 значимым для данного конкретного дела.

Читайте так же:
Субсидия на частичное погашение ипотечного кредита 2022

По результатам рассмотрения заявления суд может либо отменить судебные постановления, ранее принятые по делу, и возобновить дело по вновь открывшимся обстоятельствам, либо отказать в пересмотре.

Так, например, если ранее суд установил, что лица, привлеченные к субсидиарной ответственности довели своими активными умышленными действиями юридическое лицо до банкротства, что, например, подтверждается приговором суда, то маловероятно, при отсутствии иного, что суд изменит судебное постановление.

Что будет дальше после отмены судебного постановления?

Если суд посчитает, что имеются основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам, он отменит ранее вынесенное постановление и возобновит дело по вновь открывшимся обстоятельствам.

После этого дело о привлечении к субсидиарной ответственности должно будет рассматриваться заново по общим правилам ХПК, с вызовом и участием всех сторон, исследованием доказательств и вынесением нового итогового постановления.

Ответчик, заинтересованный защититься от привлечения к субсидиарной ответственности, должен участвовать в новом процессе, возражать против иска, излагать аргументы и представлять доказательства. Это – полноправный судебный состязательный процесс, в рамках которого иск о привлечении к субсидиарной ответственности рассматривается заново.

При новом рассмотрении дела суд должен применять основания субсидиарной ответственности, указанные в Декрете №5.6 (умышленные виновные действия).

Если с учетом основания иска суд установит, что ответчик все-таки совершил виновные умышленные действия, повлекшие банкротство, — он может вновь вынести решение о привлечении к субсидиарной ответственности.

Возможен ли пересмотр судебного постановления о привлечении к субсидиарной ответственности, если юридическое лицо-банкрот исключено из ЕГР?

Юридическое лицо-банкрот в подавляющем большинстве случаев является истцом по делу о привлечении к субсидиарной ответственности, иск подается и подписывается управляющим. Его исключение из ЕГР по закону не препятствует пересмотру судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

Если судебное постановление было вынесено в пользу самого банкрота, однако впоследствии право требования уступлено кредиторам, которые и заняли положение взыскателей, при новом рассмотрении дела взыскатели в порядке правопреемства могут занять положение истцов со всеми процессуальными правами и обязанностями.

«Оживлять», т.е. восстанавливать в ЕГР уже исключенного банкрота нет ни необходимости, ни правовых оснований.

Какова судьба возбужденных исполнительных производств?

В случае подачи ответчиком в суд заявления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам судебный исполнитель вправе согласно абз. 7 ст. 50 Закона от 24 октября 2016 г. «Об исполнительном производстве» приостановить исполнительное производство до окончания пересмотра.

В случае отмены судебного постановления – исполнительное производство прекращается на основании абз. 7 ст. 52 Закона «Об исполнительном производстве», в случае отказа в пересмотре – продолжается.

Как будет применяться на практике п. 23 Указа №143 мы увидим в ближайшее время. Ответы на некоторые неясные вопросы будут даны в разъяснениях Верховного Суда, а также в постановлениях по конкретным делам.

Дополнительные вопросы, касающиеся субсидиарной ответственности по делам о банкротстве, можно адресовать:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector