Korshunof.ru

Юридическая консультация, адвокаты
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем нам грозит принятие поправок в закон об образовании

Чем нам грозит принятие поправок в закон об образовании?

Чем нам грозит принятие поправок в закон об образовании? - слайд

В ноябре 2020 года группа сенаторов и депутатов во главе с Андреем Климовым подготовила документ о внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Авторы предлагали зафиксировать понятие «просветительская деятельность» и дать государству дополнительные возможности для контроля за ее исполнением — то есть наделить Минобрнауки и Минпросвещения специальными полномочиями по лицензированию просветительских проектов.

Хотя в документе и не было прописано четко, какие именно проекты подвергались бы госконтролю в случае принятия этого правового документа, научное сообщество забило тревогу.

Несмотря на волну критики, законопроект был принят в первом чтении в декабре 2020 года.

После этого на сайте Change.org астрофизиком Сергеем Поповым была опубликована петиция против законодательной инициативы, которую на данный момент подписало уже более 100 000 человек. Следующие слушания по законопроекту пройдут 21 января 2021, а пока разбираемся в том, чем нам грозят эти поправки и почему их вообще решили внести.

Доводы авторов законопроекта: остановить иностранное влияние в РФ

В последние годы в России идет настоящий бум просветительской деятельности: многие образовательные, культурные институции, НКО проводят публичные лекции, презентации, круглые столы. В настоящее время перед проведением подобных мероприятий не нужно получать разрешения от властей и согласовывать содержание каждого информационного блока со специальным цензором.

Группа сенаторов и депутатов, состоящих в комиссии Совфеда и Госдумы по борьбе с иностранным вмешательством, увидела в этом недочет. По их мнению, отсутствие регулирования просветительской деятельности «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в РФ государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя», как сказано в поясняющей записке к законопроекту.

Поэтому Минобрнауки и Минпросвещения предлагается наделить полномочиями лицензировать просветительские проекты, а особое внимание планируется уделить сотрудничеству просветителей с международными организациями.

Чтобы лучше была видна идеологическая направленность этого документа, можно привести комментарии одного из главных его идеологов, Андрея Климова: «Научное сообщество — штука очень широкая. Я тоже, в общем, доктор наук. Концепция на самом деле очень простая — ввести определение просветительской деятельности. И дать возможность правительству ее регулировать. Каким будет это регулирование — это отдельная большая тема. Есть запрещенная в России организация ИГИЛ, есть много структур, которые ведут деятельность в похожем формате, но не внесены в список запрещенных. Они тоже считают, что занимаются просвещением, и мы не можем это останавливать прямыми четкими, прозрачными способами. Это не про университетских профессоров, это про жизнь нашу реальную», — пояснил сенатор изданию «Коммерсант‎».

Читайте так же:
Принятие закона о досрочном возврате водительских прав

Доводы противников закона

Многие представители научного сообщества резко раскритиковали предложенную законодательную инициативу. Астрофизик и профессор РАН Сергей Попов опубликовал на сайте Change.org петицию против внесения поправок. Обобщенно можно представить четыре основных опасности этого нововведения, на которые указывают ученые.

Государственная регламентация просветительской деятельности приведет к ее исчезновению

Создание дополнительных препятствий в виде государственного контроля проведет к тому, что многие просветители перестанут вести свои проекты. «Вся эта обширная деятельность, которая приводит к популяризации науки, основана на творческом порыве, а любая регламентация действий приведет к тому, что проекты будут закрываться: кто-то будет опасаться внешних воздействий, кто-то не предпримет усилий для лицензирования. Мы просто обеднеем», — прокомментировал ситуацию газете «‎Коммерсант» Сергей Попов.

Нечеткие формулировки позволят применять закон ко всем

Поскольку формулировки нового законопроекта очень размыты, теоретически под его действия могут попасть все — не только ведущие научных просветительских передач на Youtube, которым надо будет согласовывать содержание каждого нового выпуска, но и любой блогер, который решил рассказать своей аудитории, как лучше приготовить овощной салат.

Заявление в полицию – не донос

– Евгения Николаевна, зачем школьникам познавать достаточно сложную юридическую науку?

– Всю жизнь мы постоянно вступаем в различные правовые отношения. При этом большинство людей очень плохо разбирается даже в простых юридических вопросах. Практически все темы, которые мы обсуждаем на занятиях клуба, основаны на классических юридических дисциплинах и при этом являются очень прикладными.

Например, мы учим ребят, как не стать жертвами того или иного преступления – от киднеппинга до нарушения интеллектуальных прав. Рассказываем, как самому не стать преступником из-за незнания неких норм законов. Такие занятия позволяют школьникам вести себя в жизни правильно с правовой точки зрения.

Уважительное отношение к закону – это тоже часть правовой культуры, которую надо воспитывать со школы. Если вдуматься, многие люди в нашей стране живут по принципу: если есть возможность нарушить закон без последствий, я это сделаю. В нормальном государстве так быть не должно! На мой взгляд, кощунство говорить: хороший юрист не тот, кто знает законы, а тот, кто знает, как их обходить.

Хочется разрушить и другие стереотипы. Например, считается, что решать проблемы в правовом поле –доносительство. На мой взгляд, прошли те времена, когда решать конфликты на кулаках было признаком мужества. Теперь можно написать заявление в полицию на соседа, который регулярно в час ночи громко включает музыку, а не идти с ним разбираться лично.

Мы ребят учим: прежде чем куда-то влезать, сто раз по-думайте. Незнание законов от ответственности не освобождает.

Читайте так же:
Заявление начальнику осп о возврате незаконно удержанных сумм

– Должны ли дети знать свои права?

– Конечно. Но тема эта непростая. Важно не просто перечислить набор прав, но и объяснить ребёнку их значение.

Считаю, что в семье и школе такие темы надо поднимать. И не в старших классах, когда ребёнок может уже всё в Интернете найти, а, скажем, после окончания начальной школы. Можно рассказать, что есть органы опеки и попечительства, они защищают права детей. Родители по закону обязаны заботиться о ребёнке и не только материально, но развивать его как личность. Мама и папа имеют равные права и обязанности по воспитанию ребёнка…

Я также против того, чтобы зарубежные стандарты семейного права слепо копировали в нашей стране. В России свои традиции и особенности воспитания детей.

Права и обязанности родителей в школе

права родителей школьников

Родители имеют такие права:

  1. Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
  2. Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
  3. Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
  4. Знакомиться с учебными программами.
  5. Узнавать оценки ребёнка.
  6. Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
  7. Присутствовать при обследовании психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
  8. Принимать участие в управлении школой.
  1. Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
  2. Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
  3. Уважительно относиться к педагогам.

Право родителей на присутствие на уроках

Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.

О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.

Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.

Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться.

Право на выбор учителя (отказ от него)

При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

заявление о смене учителя

Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

Читайте так же:
Очередность наследования внуков по закону

Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

Таким образом, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается так же по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

Полномочия родительского собрания (родительского комитета)

Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.

На уровне классов родительские комитеты:

родительский комитет

  1. Приобретают пособия, учебники и другие материалы, необходимые для образовательного процесса.
  2. Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
  3. Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
  4. Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.

Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:

  1. Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета, где решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
  2. Вносит предложение о работе школы.
  3. Следит за качеством питания в столовой.
  4. Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.

Какие формы может принять патриотизм

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий говорит, что «в общественном представлении сложилось, что некоторое время, скажем в 1990-е, в школах отказывались от воспитания, но это не так: учителя всегда воспитывали учащихся на уроках». «Были и программы воспитания толерантности и патриотизма для классных руководителей, но они были формальными, за их выполнением никто не следил»,— вспоминает господин Луховицкий. Зампред комитета Госдумы по образованию Любовь Духанина привела “Ъ” в пример опрос 1,1 тыс. педагогов в 78 регионах, проведенный ОНФ в 2018 году, когда почти треть учителей посчитали, что в их школах «воспитательная работа организована достаточно формально». Госпожа Духанина сказала, что новые программы воспитания должны быть «живыми, выполняемыми, прозрачными и понятными», а для их разработки учебным заведениям следует привлекать родителей (такая возможность оговорена поправками).

В Минпросвещения пообещали, что школьников в рамках новой системы воспитания ждут «действительно интересные программы», к их разработке привлекут «администраторов и управленцев», а «блок экскурсий» будет усилен.

«Важно, чтобы ребенок находился в соответствующей атмосфере — среди книг, картин, фотографий, портретов, предметов, которые побуждают интерес к изучению истории, географии, искусству, литературе своей страны»,— рассудили в ведомстве, добавив, что речь пойдет как о посещении музеев, театров, выставок и «передовых предприятий», так и волонтерстве и «усилении механизмов профориентации».

Читайте так же:
Можно ли по законодательству вернуть матрас

Зачем вводится понятие «практическая подготовка»?

Сегодня учреждения высшего и среднего профессионального образования готовят специалистов, которые не совсем отвечают по уровню подготовки требованиям рынка труда. Работодатели нуждаются не просто в специалистах, а боевых единицах, то есть в таких сотрудниках, которые с ходу будут выполнять поставленные задачи и приносить необходимый результат. Другими словами, такой специалист должен практически подготовлен.

Практическая подготовка является важнейшей составляющей профессиональной подготовки, обеспечивая обучение умениям и навыкам, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста. Освоение образовательных программ должно предполагать практическую подготовку. Сегодня практическая составляющая образовательных программ высшего и среднего профессионального образования реализуется в лабораторных и курсовых работах (проектах), прохождении учебных производственных практик. И этого недостаточно, чтобыдостигнуть того уровня практической подготовки, которого ждут от них работодатели.

Практика в медицинском образовании

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об образовании) основные профессиональные образовательные программы обязательно предусматривают проведение практики обучающихся.

Под практикой понимается вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Помимо понятия «практика» в Законе об образовании в нескольких статьях используется термин «практическая подготовка». Указанный термин широко применяется для правового регулирования практической подготовки лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование, либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование. Оно предполагает участие обучающихся в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности.

Стандартизированные программы

Поправки, которые касаются работы школ, были предложены в рамках законопроекта, который изначально касался только действующего закона «О Московском государственном университете М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» — в соответствии с этим документом, вузам должны были предоставить право самостоятельно распоряжаться собственным имуществом, а также имуществом других относящихся к ним юрлиц.

Законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении 18 мая. Ко второму чтению его предложили дополнить поправками в закон «Об образовании». Согласно им, общеобразовательные учреждения теперь смогут следовать типовым учебным планам, предложенным Министерством просвещения. А при желании — создавать собственные программы, но с учетом изложенного в типовых документах. Оба документа в Госдуме приняли во втором и третьем чтении на заседании 15 июня.

Поправки в закон «Об образовании» дадут школам возможность выбора, полагают в профильном комитете нижней палаты парламента.

результат

— Если кто-то захочет иметь свои программы, продвинутые или многопрофильные, то они имеют на это полное право. Мы предлагаем дать школе возможность выбора. Если она работает по типовому документу, тогда учителям не надо ничего писать по большому счету. А если школа предпочтет работать по своей программе, в этом случае надо будет ее разработать, — пояснил глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

Читайте так же:
На какой закон ссылаться при возврате непонравившейся модели телефонов

Порядок использования типовых образовательных программ как в высших, так и в профессиональных или общеобразовательных учебных заведениях определяется статьей 12 «Закона об образовании».

Прошедшие экспертизу образовательные программы должны быть включены в реестр примерных образовательных программ, который является общедоступным.

— В соответствии с законом об образовании, каждая школа разрабатывает свою конкретную программу с учетом примерных образовательных программ, зарегистрированных министерством. К этой фразе в законе об образовании я отношусь крайне положительно и считаю, что наличие многих примерных образовательных программ и обязанность школ на их основе разработать свою собственную программу, является позитивным фактором, — рассказал «Известиям» заместитель председателя экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания ФГОС и учебной литературы для начальной, средней и высшей школы, бывший ректор МПГУ Алексей Семенов.

Использование уже существующих стандартизированных программ он считает более эффективным с точки зрения образовательного процесса. При этом, отмечает собеседник издания, для этого уже сегодня не существует никаких препятствий.

В заключение:

РЕШЕНИЕ

Совета Государственной Думы
О проекте федерального закона № 957354-7

Принято решение:

1. Включить указанный проект федерального закона на 18 ноября 2020 года для рассмотрения в первом чтении.
2. Направить указанный проект федерального закона и материалы к нему Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, сенаторам Российской Федерации И.М. — С.Умаханову, Л.С.Гумеровой, Д.Ю.Василенко, Г.Б.Карасину.

Председатель Государственной Думы

Грядущее принятие данного закона в корне изменит нашу систему образования, станет «толчком» к ее переводу в широкий дистанционный формат. К 2024 году наша страна должна полностью задействовать весь потенциал виртуального дистанционного образования.
● Несколько слов нашим читателям:

Мы знаем, что многие публикации на тему предстоящего внедрения дистанционного обучения внимательно отслеживаются нашими образовательными ведомствами. Все отзывы и комментарии по этому поводу также тщательно изучаются. На их основе проводятся социологические исcледования по уровню восприятия населением той или иной идеи.

Не обойден вниманием и наш скромный ресурс. Поэтому не думайте, что Ваши комментарии ни на что не влияют и уходят "в пустоту". Не стесняйтесь высказывать свое мнение. Вас слышат те, кто принимает решения и они влияют на них!

Последние новости от 12 декабря 2020 г.: Всем неравнодушным, кто внес свой вклад в отклонение этого законопроекта.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector