Korshunof.ru

Юридическая консультация, адвокаты
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

261 федеральный закон о энергосбережении о установке счетчиков

261 федеральный закон о энергосбережении о установке счетчиков

Как избежать штрафов за несоблюдение федерального закона ФЗ 261 «Об энергосбережении»?

В последние годы правительство взяло курс на повышение энергоэффективности российской экономики. Принят ряд нормативных документов, модернизировавших правовую базу в этой сфере. В числе прочего установлена ответственность широкого круга лиц за неисполнение требований в области энергосбережения. ЭнергоВОПРОС.ру публикует перечень санкций и рекомендации, как их избежать

Санкции, предусмотренные 261-ФЗ «Об энергосбережении”

Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » предусматривает следующие санкции

  • Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям
  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 100 тысяч до 150 тысяч рублей
  • Пункт 7 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  • Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов
  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 100 тысяч до 150 тысяч рублей
  • Пункт 7 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  • Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследований
  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 50 тысяч до 250 тысяч рублей
  • Пункт 8 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях
  • Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
  • для должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
  • Пункт 10 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Требования по энергетической эффективности зданий

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 “После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже 1 раза в 5 лет: с января 2011 г. (на период 2011 — 2015 годов) — не менее чем на 15 процентов по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г. (на период 2016 — 2020 годов) — не менее чем на 30 процентов по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г. — не менее чем на 40 процентов по отношению к базовому уровню”

Требования к зданиям, строениям, сооружениям установлены Приказом Минрегионразвития РФ № 262 от 28.05.2010 г.

Требования по обязательной установке приборов учета

Согласно пункту 4 статьи 13 федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » “до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию”

Читайте так же:
Штраф за незаконную перепланировку 2022

Требования по проведению энергетических обследований

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » лица, отвечающие требованиям обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет.

Органы, контролирующие выполнение 261-ФЗ «Об энергосбережении

Полномочия по контролю выполнения закона по указанным выше пунктам Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 возложены на Ростехнадзор — Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ. Полномочия следующие:

Контроль за соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Контроль за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Контроль за соблюдением юридическими лицами в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская , субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Контроль за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок.

Правила осуществления контроля введены в апреле этого года Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318.

Правила определяют порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями независимо от их организационно-правовых форм, их руководителями, должностными лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с Правилами госконтроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.

Плановые проверки проводятся 2 раза в 3 года на основании планов проверок, утверждаемых руководителем контролирующего органа. Основанием для проведения внеплановых проверок являются истечение срока выданного предписания об устранении выявленного нарушения, поступление в контролирующие органы соответствующей информации, обращения граждан, поручения Президента РФ и Правительства РФ.

Читайте так же:
Устав гаражного кооператива 2022 с учетом российского законодательства

Как избежать административной ответственности за нарушение требований 261-ФЗ «Об энергосбережении»

Таким образом, законодательством введены требования, ответственность, меры ответственности, сроки выполнения требований, полномочия по контролю за выполнением требований, порядок осуществления контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении. Теперь всё это будет применяться к организациям, подпадающим по требования указанного законодательства.

Чтобы избежать административной ответственности необходимо выполнить следующие мероприятия:

  • провести первое обязательное энергетическое обследование, хотя бы в минимальном объёме, обеспечивающем выполнение требований закона;
  • “оприборить” свои нежилые здания, строения, сооружения, установив приборы учёта соответствующих энергоресурсов. Сети (тепловые, электрические, водоснабжения и т.д.) относятся в соответствии с Общероссийским классификатором основных средств к сооружениям.
  • разработать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, если у вас есть госучастие в капитале. Для чего потребуется провести энергетическое обследование.
  • выполнить минимально необходимые мероприятия, для выполнения требований энергетической эффективности, предъявляемых к зданиям, строениям, сооружениям. Для определения состава указанных мероприятий необходимо будет провести энергетическое обследование.

Комментарий специалиста

Уверен, многие коллеги согласятся, что статья в первую очередь актуальна для владельцев строений, уже находящихся в процессе эксплуатации, так как процесс согласования строительного проекта здания в Ростехнадзоре предусматривает возможность проконтролировать выполнение требований 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» еще на стадии подготовки строительства.

Для вновь построенных зданий основной и единственной проблемой, как правило из-за бюрократических проволочек в энергоснабжающих организациях, является ввод в коммерческую эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов.

Со зданиями, построенными до появления федерального закона об энергосбережении, и длительное время эксплуатируемыми сложностей возникает гораздо больше, наиболее важными из них являются:

А) Низкая обеспеченность приборами учета энергии – если расчет за электрическую энергию и газ большинство потребителей осуществляют по показаниям счетчиков, то плата за потребление тепловой энергии и водоснабжение чаще всего взимается исходя из расчетных договорных нагрузок;

Б) Отсутствие строительно-технической документации – приводит к невозможности в полном объеме осуществить документальную часть энергетического обследования, что в свою очередь приводит к увеличению объемов работ по инструментальному обследованию и увеличению стоимости энергоаудита;

В) Несоответствие используемых инженерно-строительных решений современным требованиям (в том числе закону об энергосбережении) – инженерные коммуникации на некоторых объектах не позволяют установку приборов учета без проведения дополнительных проектных и монтажных работ.

Особо хотелось бы отметить важность учета энергии. Ведь только наличие приборов коммерческого учета позволяет не только определить фактическую эффективность энергосберегающих мероприятий, предложенных по итогам обязательного энергетического обследования, но и монетизировать их эффект благодаря уменьшению суммы счетов за потребленные ресурсы. Кроме этого появляется наглядность, что делает процесс повышения энергоэффективности понятным для владельцев и сотрудников службы эксплуатации.

Читайте так же:
Принятие закона о досрочном возврате водительских прав

Избежать штрафов за несоблюдение федерального закона об энергосбережении просто — для этого достаточно подобрать для выполнения обязательного энергетического обследования опытную компанию, хорошо зарекомендовавшую себя на рынке энергоэффективных услуг, что пока еще редкость на российском рынке, и своевременно туда обратиться, чтобы у энергоаудиторов было достаточно времени для проведения необходимых работ в полном объеме и последующей регистрации энергетического паспорта в реестре Министерства энергетики РФ.».

Проблема энергосбережения в многоквартирных домах

По данным Росстата, 80% МКД построены до 1999 г. К ним применялись устаревшие строительные нормы и правила (СНиП), которые не отвечают современным требованиям энергоэффективности. Типовой дом в центральной России потребляет на 70% больше тепловой энергии, чем аналогичный МКД, построенный после принятия закона об энергосбережении.

Типовое строительство предполагало быстрое и максимально дешевое расселение коммунальных квартир и бараков. Дома собирались из готовых железобетонных панелей. Росли новые микрорайоны, отапливаемые дешевым низкокалорийным газом. Когда газ стоит 2 копейки за кубометр, им можно отапливать не только здание, но и улицу. Изначально типовое жилье рассматривалось как временное, но после распада СССР осталось постоянным, а цена газа увеличилась в несколько раз.

В России отопительный сезон длится до полугода. При текущих ценах на энергоносители отапливать панельные дома становится очень затратно. Особенно когда жильцы платят не только за потребленные гигакалории, но и за перетопы. По оценке экспертного сообщества, рациональное использование энергоресурсов в МКД сократит энергетические затраты на 30-35%.

Постоянный рост тарифов на коммунальные услуги сдерживает снижение финансовой нагрузки на бытовых потребителей. Для того, чтобы снизить затраты на треть, необходимо не только внедрять технологии энергосбережения в жилых домах, но учиться рациональному энергопотреблению.

Андрей Хлопонин, Исполнительный директор НП «СРО Энергосбережения и Энергоэффективности СКФО»

  • управляющие компании не заинтересованы в проведении энергосберегающих мероприятий, которые требуют вложений с длинным сроком окупаемости;
  • не хватает собственных ресурсов для финансирования этих проектов, особенно в условиях массовых неплатежей;
  • возможности Фонда содействия реформе ЖКХ ограничены, а банками все еще не разработаны механизмы льготного кредитования мероприятий по энергосбережению;
  • руководители управляющих компаний и ТСЖ не имеют системного восприятия закона об энергосбережении и не способны комплексно решать поставленные в нем задачи;
  • формальное исполнение требований и предписаний превратилось в «латание дыр», за которыми не следует ощутимого экономического эффекта.

Проблемы решаются, если опираться не на букву закона об энергосбережении, а на его суть. Требования закона нужно пропускать через собственный опыт. Главная задача человека, ответственного за энергосбережение в МКД — понять, какая цель стоит за тем или иным положением, и разработать эффективный план действий.

Умный и со связями

Хорошо, с зонами ответственности разобрались.

Давайте попробуем понять, что такое «умный учёт электроэнергии».

Перечень требований к «умным» счётчикам приведён в постановлении правительства №890. Вот оно.

Энергомера СЕ208 заявлен как соответствующий 890 постановлению

Энергомера СЕ208 заявлен как соответствующий 890 постановлению

Читайте так же:
Заявление о незаконном увольнении образец

Опять же, переведу.

«Умный» прибор учёта измерят бОльшее число параметров, нежели обычный. Он не только считает электроэнергию накопительным итогом, а делает замеры через короткие промежутки времени, знает ток, напряжение, частоту сети и прочее. Все эти параметры он записывает в свой внутренний энергонезависимый журнал. Чтобы потом их можно было оттуда достать, в случае необходимости.

«Умный» прибор учёта имеет канал связи до сервера энергетиков, куда регулярно передаёт свои измерения. Про канал связи ещё поговорим отдельно.

«Умный» прибор учёта имеет защиту от вскрытия и всяких волшебных магнитов. При попытке их использовать отправит на сервер тревожный сигнал.

Самое важное. По команде с сервера «умный» счётчик сможет отключить потребителя от сети или ограничить его. Прощайте монтёры с бокорезами, здравствуйте диспетчера с кнопками в интерфейсе.

Отмечу, что отключить потребителя в плане техники станет проще. Но вот регуляторика в отношении потребителей физиков пока не поменялась и вырубить ему электричество так же сложно. Он должен уйти в минус на два месяца, после чего будет «последнее китайское предупреждение». И если физик все равно не платит, то происходит отключение через комиссию с актом. И только в том случае, если отключение не несёт угрозы жизни или здоровью потребителя. Т.е. энергетикам проблем хватит. Но на бокорезах они сэкономят, это да.

Плюс — психологический момент. Сама возможность отключения по команде с сервера может сделать часть потребителей куда более дисциплинированными. А может и не сделать, посмотрим.

Наверняка, у читателей возникает логичный вопрос — сколько ж стоит вся эта инициатива? Новые приборы учёта, каналы связи, сервера. И главное, за чей счёт весь банкет? И зачем?

Обязательность установки прибора учёта закреплена в Федеральном законе №261. Совместно с этим актом были введены изменения, в соответствии с которыми ввели штрафы для лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, за несоблюдение закона об установке измерительных приборов.

Пункт 1 ФЗ №261 обязывает учитывать все энергетические ресурсы, в том числе воду, при помощи приборов учёта. Пункт 2 того же закона говорит, что оплачивать ресурсы следует в соответствии с показаниями приборов учёта.

Согласно Постановлению правительства №354 все счётчики должны быть опломбированы и введены в работу после установки не позднее одного месяца с даты установки.

Общие правила установки выглядят следующим образом:

  • счётчик устанавливается и вводится в эксплуатацию после написания заявления, которое содержит (данные заявителя, тип и место монтажа, данные организации-установщика, показания на момент монтажа, дата следующей поверки) + дата водомера и сведения поверки,
  • начиная со следующего месяца счета будут начисляться в соответствии с показаниями счётчика.

Изменение № 3: Расширен перечень оснований для подключения к льготному тарифу

Напоминаем, в настоящее время действует льготный тариф подключения к электросетям — всего 550 руб. (п. 17 постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004).

Читайте так же:
Гарантийный ремонт сколько дней по закону

Для того чтобы воспользоваться льготным тарифом, необходимо соблюдать следующие условия:

  • потребляемая мощность устройств — не более 15 кВт;
  • расстояние до ЛЭП с уровнем напряжения до 20 кВт — не более 300 м (в городе) или 500 м (в селе).

С марта 2021 года подключиться по льготному тарифу могут владельцы генераторов мощностью до 15 кВт (постановление Правительства РФ № 299 от 02.03.2021).

Владельцы таких генераторов подают электронную заявку поставщику и заключают с ним договор купли-продажи электроэнергии. Энергия, вырабатываемая генератором, будет учитываться по специальному двунаправленному счетчику и засчитываться при взаиморасчетах. Обращаем внимание, что доходы от реализации физлицом такой электроэнергии освобождены от НДФЛ (п. 28.1 ст. 217 НК РФ).

Запретят ли самогоноварение в России в 2022 году?

Новости о запрете использования самогонных аппаратов в России ссылаются на постановление Дмитрия Медведева, в котором якобы говорится о запрете продавать и применять самогонные аппараты любых конструкций. Предприятия, которые ранее занимались реализацией, должны убрать с прилавков магазинов товары этой группы.

Якобы аппараты, которые куплены ранее гражданами, нельзя использовать и даже держать в частных условиях. До 1 февраля следующего года их нужно сдать в полицию под опись.

Сотрудники правоохранительных органов с 1 февраля будут осуществлять поквартирные обходы с целью обеспечения мер противодействия незаконному производству алкоголя. Постановление будет размещено на правовом портале. В случае обнаружения самогонного аппарата дома к нарушителям будет применяться статья 238 УК РФ (производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей), которая несет за собой наказание в виде штрафа от 30 тыс. руб.

Однако подтверждения данным сообщениям нет. Это фейк. На наш запрос в соответствующее ведомство мы получили ответ что в правительстве не слышали о таком законе и запрета использовать самогонные аппараты дома с 1 января 2022 года не будет.

Минздрав рассказал, есть ли зараженные Омикроном в России

ВОЗ оценила Омикрон, как вызывающий беспокойство. Там отмечают, что существующие вакцины против ковида малоэффективны в борьбе с новым штаммом вируса. Известные зарубежные фармацевтические компании, в том числе AstraZeneca, Moderna, Novavax и Pfizer заявили, для того, чтобы видоизменить существующие вакцины против Ковида им понадобится не меньше 3 месяцев. После этого препараты будут эффективны не только против Альфа и Дельты, но и против Омикрона.

Российские ученые не согласны с иностранными коллегами. Они говорят, что нужно действовать оперативно. Специалисты из России утверждают, для того, чтобы существующие российские вакцины адаптировать к Омикрону им понадобится всего неделя.

То есть, страна должна конкретно подготовиться к появлению на ее территорию новой модификации вируса. По официальной информации, пока в России случаев инфицирования Омикроном не зафиксировано.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector